Ирландская музыка as is за четыре пинты. Пинта IV

Музыка для всех
Фото взято из открытых источников

Пинта I | Пинта II | Пинта III | Пинта IV

Постепенно в Ирландии за многие десятилетия развилась культура постоянных сейшенов ирландской музыки, которые в определённые дни недели или месяца можно встретить во множестве пабов по всей стране. По этой традиции в излюбленном месте собираются посетители и завсегдатаи — каждый со своим инструментом — и вместе играют ирландскую музыку.

Практически всегда танцы играются не по нотам, а по слуху. Точно так же их и разучивают. Для тех, кто только начинает осваивать инструмент, существуют специальные “медленные сейшены”, где сборники мелодий разбирают понемногу. Хозяева пабов не платят исполнителям и участникам сейшенов за музыку, но стакан пива и сэндвич являются здесь почти “конституционным правом”. Именно поэтому хозяева ирландских пабов в Ирландии (а часто и в России, если они ирландцы) не всегда могут понять, зачем платить музыкантам за музыку в баре, если выступление не оговорено как концерт приезжей звезды.

В России такие сейшены регулярно проходят, например, в московском клубе “Вермель”, где также много лет выступают и лучшие российские исполнители ирландской музыки. Пабы на идею организованных сейшенов пока смотрят с недоумением, но капля камень точит…

Огромную роль в популяризации и сохранении ирландской музыки в Ирландии сыграло создание в конце 50-х Союза ирландских музыкантов (Comhaltas Ceoltóirí Éireann).

В 1951 году ирландские музыканты создали свое добровольное общество для популяризации ирландской народной музыки, песен, танцев и для поддержки ирландского языка. Братство со временем фактически стало мощнейшей негласной альтернативой “официальной, нормативной” ирландской музыкальной и танцевальной культуре, сложившейся в первой половине ХХ века под строгим взором ученых и чиновников из Гэльской Лиги. Учёные и функционеры, реконструировавшие древние ирландские традиции, чётко определили, как и что надо, а также не надо танцевать или играть. Но в их реконструкциях было много чётких правил и движений, регламентированных комиссиями, и мало связи с реальной народной музыкой и танцем в городах и деревнях.

Музыканты и администраторы Колтас пошли по другому пути. Их задачей стало не отделить правильное от неправильного в специальных музыкальных и особенно танцевальных школах, а дать возможность абсолютно каждому желающему в открытом общении с равными себе по возрасту и уровню мастерства музыкантами — любителями, научиться петь, танцевать, играть живую ирландскую музыку, узнавать разные её стили и выражать их через себя в своем творчестве. Поэтому основными понятиями для большинства танцоров и музыкантов стали школа и сейшен. Они и объединились в самом красочном и интересном явлении современной ирландской музыки — фестивале. Каждый может начать с сейшена в маленьком ирландском пабе и дойти до участия в конкурсе всеирландского фестиваля, как певец, музыкант или танцор!

Для тех, кто не играет и не поет сам, всегда существуют самые разные фестивали и концерты ирландских групп. Их принимают клубы и большие залы не только в Ирландии, но и во многих странах, где ирландцы жили и живут, или где их нет, но общая душевность и стремление выразить себя в музыке и песне сами собой приводят человека к ирландской музыке — например, у нас в России. Ирландцы не только сумели обогатить и развить свою музыкальную традицию, не прерывая ее, но и научились грамотно продавать оную по всему миру.

Фото взято из открытых источников

Ирландская музыка по-прежнему считается для профессионалов любимой работой, а для простых людей — развлечением и средством самовыражения. Музыка и песня столетиями были и остаются для ирландцев и средством самораскрытия, и средствами объяснения мира, и вариантом внутренней эмиграции, если билета в Америку нет.

Поэтому искони из 20 встреченных вами ирландцев играть или петь будут, если не 20, то больше 15. Не для того, чтобы заработать музыкой на жизнь — это удел людей таинственных и странных. Просто для себя. Потому что ирландская музыка не была и не будет ни для кого из тех, кому она нравится, отдельной от повседневной жизни застывшей культурой из телевизора. Потому что сила ирландской музыкальной традиции в том, что, меняя музыкальные формы и обогащаясь новыми инструментами, она никогда не прерывалась, а всегда служила для саморазвития и творчества тех, кто поет и играет для себя, продолжая традиции своих родителей.

Уметь сегодня играть чуть лучше, чем вчера и делиться с такими же, как ты радостными эмоциями от пережитого. Понять, прочувствовать и осмыслить этот подход к песне и музыке на примере ирландской культуры русскому очень интересно и полезно. В том числе и для того, чтобы, возможно, с новым ощущением вернуться к песне и музыке своей.

Вот так. Четвертая пинта — все. Пожалуй, пора по домам. Или — по пятой?

Юрий Андрейчук специально для Right Place

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on skype

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

5 3 голосов
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии