High End Audio и Non, Je Ne Regrette Rien

Беседы о джазе. Часть VII
джаз и кофе
shutterstock

Неуёмность характера всегда подстёгивает человека, “перепахавшего” вдоль и поперёк “поляну” своей естественной среды обитания, на попытку перемещения куда-то ещё — выше/глубже/дальше.

Чем дальше он намерен переместиться, тем более современным средством транспорта человек должен воспользоваться и тем дороже будет стоить его билет.

С музыкой всё то же самое. В самом первом из своих материалов, посвящённых джазу, я уже упоминал о том, что любая новая музыка всегда требует изучения нового музыкального языка. Что, в свою очередь, означает довольно высокую стоимость “входного в неё билета”.

Давайте разберёмся

В силу своего рабоче-крестьянского происхождения* я “впитал с молоком матери” ту музыку, которая витала в воздухе вокруг меня — советский агитпроп и как естественную ответную реакцию на него со стороны молодого поколения — наиболее бунтарскую западную рок-музыку.

Так как мне, по всей вероятности, постоянно хотелось всё большей глубины содержания в той музыке, что я слушал, я чисто интуитивно стал всё более требовательно относиться к качеству аудиотехники, которая находилась в моём распоряжении. Видимо, уже тогда я чувствовал некую прямую корреляцию между перспективами моего дальнейшего развития в восприятии музыки с теми техническими средствами, которые я для этого использовал.

Намного более подробно я рассуждаю на эту тему в своей вышедшей год назад книге “СтереоПравда — Неполиткорректная История High End Audio”. Ну если эта тема кому-то интересна. На этом хитрый зигзаг в сторону саморекламы будем считать законченным и вернёмся к моему постижению джаза.

В возрасте тридцати лет устойчивое стремление ко всё более полноценному и глубокому резонансу с музыкой привело меня к знакомству с общемировым сообществом так называемых “аудиофилов”. Это были энтузиасты, которые воспринимали использование самой высококачественной аудиотехники (High End Audio) как некий футуристический проект. Наконец, это были люди, ощущавшие внутри себя потребность — иногда полностью осознанную, а иногда и не до конца — постоянно раздвигать свои горизонты органично воспринимаемой новой музыки.

Индустрия High End Audio, объединявшая вокруг себя этих самых аудиофилов, видела (и видит!) свою миссию в создании соответствующих технических средств, которые могли бы с наибольшей эффективностью помочь подобным мне энтузиастам (в первую очередь — музыки, а уже во вторую — звука) овладевать новыми музыкальными языками.

Моя социальная родословная является крайне типичной для подавляющего числа послевоенных “бэйби-бумеров” по всему миру, поэтому и культурная родословная у нас тоже очень похожа — “диета” из официально признанной поп-культуры и одновременно в противовес ей — набор молодёжной бунтарской “параферналии”. В основном — музыкальной. Исходя из этого, основной перечень музыкальных языков, которые я мог изучить посредством арсенала средств High End Audio, оказался куда шире “плебейского” набора из поп- и рок-музыки. Он включал в себя языки:

“продвинутого” джаза;

“серьёзной” классической музыки,

“высоколобого” авангарда;

музыки специальных этнических и аутентичных традиций и так далее.

В моём случае из всего вышеперечисленного богатства наиболее доступным для дальнейшего обучения и совершенствования оказался традиционный джаз. Ну просто потому, что именно джаз являлся в конце XX века самым востребованным для изучения аудиофилами новым музыкальным языком. Почему так получилось?

Давайте разберёмся.

Приз для аудиофилов

Пожалуй, здесь будет к месту привести длинную цитату моего американского друга Криса Соммовиго, одного из наиболее авторитетных экспертов в области изготовления самой эзотерической категории аудиофильских продуктов — кабелей:

…Вселенная джаза продолжает расширяться и всё более сопротивляться определению своих границ, причём — даже в самое современное и во многом “дистопичное” время, возможно, именно в силу характера, свойственного этим самым современности и “дистопичности”.

Джаз может предложить не только намного более глубокое отражение мира, но и портал, пригодный если и не для решительного рывка из него, то, по крайней мере, для выхода за его пределы. Там мы сможем оказаться в зеркальном отражении нашего мира, в котором мы будем в состоянии отстранённо исследовать наши космические связи с причудливо разворачивающейся историей, которую мы небрежно называем Реальностью…

Таким образом, джаз — это не только сама музыка, но и канал, через который вся эта музыка и протекает. И через который мы можем путешествовать в те размерности нашего сознания, которые соединяют нас с самими собой, друг с другом, а также и с Космосом…

Такая гибкость формы, а также наибольшее сходство с музыкальными языками и наиболее часто встречающимися диалектами ортодоксальной поп- и рок- музыки, плюс ещё и возможность отражать в джазовой музыке самые глубокие смыслы, подталкивает подавляющее число аудиофилов к постепенному переходу со своего родного языка — как правило, достаточно примитивного для передачи наиболее глубоких эмоциональных и интеллектуальных смыслов в музыке — на всё более и более продвинутое восприятие этих тонкостей, причём используя для этого музыкальный язык джаза.

Почему джаза? Потому что овладение языками “серьёзной” классической музыки, авангардных экспериментов или ещё каких-то других, очень своеобразных музыкальных течений требует гораздо более сосредоточенных и длительных усилий. Плюс оно предполагает большую степень предрасположенности к ним человека и его более значительную подготовку, чем в случае более-менее беглого овладения языком продвинутой джазовой музыки.

Думаю, теперь вам более понятно, почему я взялся за познание музыкального языка именно джаза. Но почему ради этого я стал поклонником High End Audio? Кто-то неизбежно скажет: “Боже мой! Да я вместо весьма немалых трат на аппаратуру High End Audio лучше пойду слушать джаз в концертный зал!”

Конечно, идите — вас никто не неволит. Вот только… Говорят, что ради овладения любой компетенцией на продвинутом уровне следует потратить в среднем 10 000 часов (по 8 часов в течение пяти дней в неделю… Это получается примерно пять лет). Иными словами, если вместо изучения джазового языка с помощью возможностей High End Audio воспользоваться более классическим вариантом познания данного музыкального языка, то есть посещением “живых” выступлений, вам придётся посетить порядка 5 000 из них.

Если стоимость среднего билета на концерт хорошего джазмена умножить на 5 000, то внезапно осознаёшь, что вариант с познанием джаза через High End Audio куда как экономичнее!.. Да и реалистичнее тоже, потому как “вживую” увидеть и услышать многих выдающихся джазовых исполнителей уже невозможно — увы, человек не вечен.

Вступив однажды на путь High End Audio и добравшись с его помощью к достаточно продвинутому восприятию музыки, сейчас я понимаю, что все мои многолетние затраты на приобретение высококлассной аудиоаппаратуры де-факто стали покупкой “билета” в новую, крайне продуктивную и глубокую для меня среду музыкального обитания под названием джаз. Отмечу, что как раз способность почувствовать новую глубину в музыке и есть тот приз, который так манит аудиофилов. И осознавать, что ты таки этот приз для себя добыл, более чем приятно.

Несмотря на сделанные мною за время увлечения музыкой более чем солидные вложения в аппаратуру High End Audio, я никогда в отношении этих затрат не испытывал досады. Во-первых, потому что, как пела Эдит Пиаф, Non, Je ne regrette rien, а во-вторых, потому что я теперь точно знаю, что такое настоящий джаз. А это дорогого стоит!..

Продолжение следует.

*Во второй половине прошлого века в СССР это, как правило, соответствовало всей инженерно-технической интеллигенции в первом-втором поколении — как раз случай моих родителей.

Михаил Кучеренко

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on skype

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

4.4 5 голосов
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии