Манифест Богомолова: “Шо, опять?”

Нужно ли спасать российский либерализм
Антиутопия
Фото: Shutterstock | Обработка от Fitzroy Magazine

Общественность (особенно либеральная) продолжает бурно обсуждать манифест Константина Богомолова “Похищение Европы 2.0”, в котором известный прогрессивный режиссёр неожиданно обрушивается на современный Запад, обвиняя его в скатывании к тоталитаризму нового образца, миру одномерного человека, чьи эмоции и сексуальная жизнь находятся под полным контролем, миру, где нельзя свободно выражать своё мнение, где человек должен предъявить полицейщине нового “этического рейха” не только свой лояльный голос, но и свои мысли, эмоции, чувства.

Одни (в основном, либералы) говорят, что манифест написал В.Ю. Сурков, другие (как правило, консерваторы), подозревают в нём попытку сислибов оседлать консервативную повестку. В целом, реакция кажется пока менее выразительной, чем сам манифест, а со стороны либералов (очевидно, сбитых с толку) выглядит откровенно растерянной.

Манифест является оправданием нарциссизма автора и его “резкого политического разворота в сторону служения Власти”, делает немудрёный вывод Выропаев на страницах “Новой”… “Богомолов, бедный, видимо, почувствовал одиночество недостаточного признания”, резюмирует Юрий Рост, не забывая, конечно, припомнить классику “принципов” Нины Андреевой и намекнуть на бессмертного Суркова… Режиссёр Звягинцев рапортует глобальному начальству безупречным и непреходящим: “Существующий режим — это уже не персоналистская автократия, налицо состояние перехода к тирании. Неизбежное и, похоже, неотвратимое”… Кирилл Мартынов отделывается бородатыми анекдотами про Красную площадь с её свободой крикнуть: “Долой президента США!” и не менее свежими оборотами про фон европейской свободы, на котором “ницшеанский омоновец пинает свою жертву в живот”… Есть и забавное: “наша, российская, условная свобода цивилизации … выглядит, простите за выражение, менее кошерно …чем их несвобода цивилизации”, — возмущается журналист “Медузы” Светлана Рейтер.

В целом же, чувствуется, что либеральная общественность испытала настоящий шок. Что, в общем, и понятно, когда, выучив наизусть катехизис Демпартии, и годами транслируя в эфир неумолчную молитву политкорректности, ты вдруг слышишь из уст своего собрата по секте подобное: Современный Запад это “преступник, прошедший химическую кастрацию и лоботомию. Отсюда эта застывшая на лице западного человека фальшивая улыбка доброжелательности и всеприятия. Это не улыбка Культуры. Это улыбка вырождения”… Человека здесь подводят к “самокастрации как единственному способу выжить в этом новом оруэлловском государстве”…

Что же касается людей нормальных, с сознанием, не изнасилованным либеральным демоном, то, для тех из них, кто внимательно следит за происходящим, ничего нового в сказанном, конечно, нет. Подобными наблюдениями люди достаточно зрячие занимаются уже многие годы.

Чуть более года назад, например, вышел роман Виктора Пелевина, в котором новая нормальность Запада показана с блестящим остроумием и беспощадной сатирой.

Подобными же молотобойными попытками вывести либерала из его идиотического политкорректного ступора давно занимается Михаил Веллер, не так давно откликнувшийся на победу Байдена: “Эта дата затмит год падения Римской империи. Осознавать происшедшее вы будете очень долго, а расплачиваться за него — всю оставшуюся жизнь!”.

Не говоря уже о замечательном русском философе Карене Свасьяне, который поставил летальный диагноз западной цивилизации уже два десятилетия назад:

“Когда 15 лет назад я уезжал на Запад, мне трудно было представить себе, что после падения Берлинской стены и одновременного распада Советского Союза между Западом и Востоком начался натуральный обмен условными рефлексами: Восток бурно пробуждался в западный сон, American Dream, в то время как Запад старательно вырабатывал коммунистические поведенческие шаблоны. Это значит: если Россия, в пункте свободы слова, походит сегодня на вчерашнюю Европу, то только потому, что сегодняшняя Европа в этом же пункте всё больше походит на вчерашнюю Россию”.

Будучи глубоким философом, К. Свасьян видит корни происходящего в последовательном прохождении Западом процесса либеральной революции, в результате которой там, где некогда цвела культура, расцветает феллашество иванов, родства непомнящих (К. Свасьян, “О будущем Европы в свете её настоящего. “Закат Европы” О. Шпенглера и его предварительные итоги”). Константин Богомолов, будучи либеральным режиссёром, пользуется яркими, но более фантазийными образами: “новый этический рейх”, “человеческий Чернобыль нацизма”, “квир-социализм” и проч. Но дело, конечно, не в этом, а в том, что ведь и правда: весь 2020-й западный либерализм только и делал, что во всех возможных ракурсах и позициях показывал свою полную несостоятельность и тотальную деградацию. По сути, мы присутствовали на его похоронах (о чём кстати, прямо и писали в самый разгар очередной части “марлезонского балета” американской революции).

Алексей Навальный

Алексей Навальный | Фото: Michał Siergiejevicz

То же касается и России. Феерический провал “Проекта Навальный”, обозначивший зияющую пустоту либеральной повестки, явил глубочайший кризис либерализма на уровне уже даже не идеологии, а идеи. Оказалось, что либерализм как он есть (или — как мы его знали) оказывается более не нужен ни на Западе (где его стремительно заменяет новая нормальность Швондера-Флойда), ни в России, где он становится попросту неинтересен никому, кроме горстки читателей “Новой” и слушателей “Эха Москвы” (ну о чём сегодня может всерьёз говорить российский либерал на фоне марша штурмовиков БЛМ и “павликов морозовых”, доносящих на родителей-трампистов, кроме того жалкого лепета, который мы слышим в ответ на пресловутый “манифест”?)

Одним словом, подобной манифестации следовало ожидать. Да и звоночки были. Сама Ксения Собчак, супруга нашего героя, в разгар “революции Флойда” вещала о цветном хулиганье, громящим улицы американских городов, с нескрываемым презрением, чем уже тогда навлекла на себя гнев святых цукербергов религии новой нормальности.

Итак, 2020-й продемонстрировал нам то, о чём давно предупреждали самые прозорливые: либерализм — это не более, чем дверь для большевизма самого омерзительного образца. И то, что теперь это начало доходить и до не самых ушибленных в стане российских либералов, — это конечно, большое дело. Но главный вопрос, конечно, в другом: а зачем это всё и что будет дальше? — спрашиваем мы. Означает ли подобное откровение раскол либерализма в России? Намечается ли новый договор либералов с властью? Или запуск нового проекта “правого либерализма” с целью перехватить консервативный дискурс? Или это личный отчаянный жест, как попытка спасти либерализм в России?

Последнее, кстати, сам Богомолов заявляет прямо, говоря о необходимости новой право-либеральной идеологии и право-либеральной силы, которую и формулирует при этом весьма изящно и остроумно: как идеологию “строго и непримиримо отстаивающую ценности сложного мира в опоре на сложного человека”.

 Звучит очень неплохо. Особенно, учитывая то, что автор обращается не к религиозным фанатикам “Новой” или “Эха Москвы”, а к нормальным людям, не слишком задумывающимся о сути происходящего, но и не желающих строгим строем идти в новый большевистско-политкорректный ад; обращается к этим, как он выражается, не дремучим ортодоксам, мечтающим о том, “чтобы прошли эти странные и тёмные времена”.

И вот на это стоит обратить внимание. То, что предлагает Богомолов — это действительно единственная возможность спасти либерализм в России. Другой вопрос — а надо ли его спасать? Нужна ли России эта новая песня о главном, про то, как вся компания, позаламывав руки, пересела в очередную лодку, чтобы опять “в одном тазу пуститься по морю в грозу”?

И всё же, при всех естественных опасениях, есть во всём этом, как минимум, один позитивный момент, на который (конечно!) спешит указать власти и сам Богомолов:

“… мы оказались в хвосте безумного поезда, несущегося в босховский ад, где нас встретят мультикультурные гендерно-нейтральные черти. Надо просто отцепить этот вагон, перекреститься и начать строить свой мир. Заново строить нашу старую добрую Европу. Европу, о которой мы мечтали. Европу, которую они потеряли. Европу здорового человека”.

Иными словами, у России есть сегодня отличные шансы стать мировой точкой притяжения нормальных людей всего мира, — хочет сказать наш автор. Да, собственно, и мы — консерваторы, “популисты”, “трамписты”, неизменно поливаемые грязью либеральными СМИ всего мира — в этом не сомневаемся и в это верим. Да, у России есть все шансы стать таким прибежищем старой нормальности. И мы готовы всеми силами поддержать подобный обмен: когда “Европа здорового человека” придёт к нам сюда, а Европа квир-социализма навсегда отсюда уедет. Да, и пусть установится новый баланс сил между “Евросоюзом России-Белоруссии” и “Халифатом им. Ангелы Меркель”, о чём не так давно пророчествовал В. Пелевин.

Причём, объективно, нам придётся признать, что в результате тотальной либеральной пропаганды последних 50 лет нормальных, ещё не окончательно уехавших на последнем вагоне людей либерального склада в Европе (особенно среди молодежи) осталось куда больше, чем традиционных консерваторов, и пренебрегать ими нельзя. И они тоже, как и нормальные консерваторы, нуждаются в наличии мирового центра здравомыслия. Каким, как мы надеемся, станет скоро наша страна.

Так что пусть их. Если завтрашние “правые либералы” поддержат традиционную консервативную повестку, чтобы транслировать её вовне — что ж, прекрасно. Важно только не забывать тем, кто вдруг, наконец, опомнился и осознал, что мир, в который они усердно прокладывали дорогу, оказался кошмаром, есть чему поучится и у тех “дремучих ортодоксов”, кто предупреждал о неизбежном давным-давно.

Владимир Можегов

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on skype

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

Вам также может понравиться

4.5 19 голосов
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии