Общество 03.08.2021

Турция в огне: заметки туриста

Любимый курорт наших соотечественников — Турция — уже несколько дней горит в пламени огромных лесных пожаров.

Мы с семьёй находились с 19 июля по 2 августа на отдыхе в одном из отелей курортного посёлка Эвренсеки — примерно в десяти километрах от Манавгата и километрах в сорока от аэропорта Антальи.

Первые дни всё было прекрасно. Но 28 июля мы, по обыкновению, купались с утра, а после полудня отправились в гостиницу на обед. И по пути домой внезапно заметили огромный столб дыма, поднимавшийся вдали над Таврским хребтом. Вскоре дым усилился и стал характерно-рыжеватым — так горят сосны (в 2010 году в Тольятти, где мы живём, был большой пожар в лесном массиве, разделяющем город на две части, да и в прошлом июне тот же лес горел снова, так что определённый опыт в распознавании примет пожара у нас имеется). Потом от нашего отеля стал виден другой очаг возгорания, восточнее первого, ближе к Манавгату. Отель наш расположен километрах в двух от трассы D400, соединяющей Анталью с Аланией, но сирены пожарных машин были слышны хорошо. Через пару часов мы увидели работу пожарной авиации: в акватории залива, недалеко от пляжа, начали забирать воду прямо из моря пожарные вертолёты российского производства — Ми‑8 и Ка-32. А вскоре низко над заливом прошёл, уходя в сторону горящих гор, крупный реактивный самолёт. Я с удивлением опознал в нём Бе-200, аналогичный тем, что тушили лесные пожары у нас в городе. Уже потом мы узнали об отправке Россией нескольких машин в помощь Турецкой республике. Местные жители, надо сказать, тоже удивлялись работе самолёта, а узнав, что он прислан из России, горячо нас благодарили.

Ситуация, тем временем, была далека от благополучной. Вскоре в посёлке отключили электроснабжение, отели и крупные торговые центры перешли на собственные резервные генераторы. Большинство туристов, к чести сотрудников курорта, почти ничего и не заметили — грамотная компоновка делала работу дизелей практически неслышной на территории отелей, и только за её пределами, да и то не везде, этот монотонный шум сливался с общим повседневным звуковым фоном поселка.

Следующий день, 29 июля, стал куда более суровым испытанием для противопожарных служб — с утра подул очень сильный северный ветер, и вскоре подугасшие было очаги разгорелись с новой силой. Вскоре со стороны Манавгата поднялся в небо огромный столб густо-чёрного дыма. Леса так не горят… И верно, скоро пришла информация, что огонь достиг жилых поселений возле Манавгата. Снова заработала пожарная авиация. А с неба на нас начал сыпаться пепел. Солнце было практически полностью закрыто облаком красноватой гари, окрашивая мир в нереальные краски. Но особой паники ни среди местных жителей, ни среди туристов не наблюдалось. Тем не менее, в социальных сетях пошли слухи о поджогах, политических диверсиях и даже задержании поджигателей.

Проигрывать видео

Фото и видео предоставлено автором

Тут я ненадолго отвлекусь от повествования и вернусь на неделю назад. Мы приехали в Турцию в разгар объявленных правительством девятидневных каникул в ознаменование Курбан-байрама и, для разминки и лёгкого экстрима, решили скататься в национальный парк Кёпрюлю, сплавиться на лодке по реке Кёпрючай, древнему Эвримедону. К месту сплава мы ехали почти час по живописнейшим горам… и каждый более-менее ровный кусок местности был оккупирован отдыхающими — целыми семьями, компаниями и, кажется, даже фирмами и конторами в полном составе. Палатки, костры, мангалы, любимые турками семовары — обыкновеннейшие наши самовары, которые щепками топить положено, но в турецком исполнении (популярная у них конструкция, любят они по чаю ударить)… Ох, право, диверсия ли это? Раздолбайство и халатность иногда куда губительнее любой диверсии…

Пожары тем временем продолжались. Свет в посёлке восстановился, но в магазинах с полок были убраны все скоропортящиеся продукты — на случай повторных отключений. На трассе D400, куда мы вышли прогуляться на разведку, стоял мобильный пост Trafik Police, местного ДПС. На наших глазах мимо в сторону Антальи прошло несколько “скорых” с сиренами и пожарная машина, судя по маркировке на борту, из города Конья — очевидно, в очаг стянули не только местные силы, но и подкрепления из соседних регионов. На обратном пути мимо нас пролетел кортеж чёрных машин VIP-класса в сопровождении полицейского эскорта — ехали в сторону Манавгата…

Утром 30 июля слой пепла на дорогах и припаркованных машинах был довольно толстым. Дыма, между тем, на горизонте особого не было. К обеду вновь разгорелся склон, с которого всё началось, и небо вновь начало затягивать дымом. Проблему, исходя из наших впечатлений и местных новостей, усугубляли жаркая погода и сильные сухие северные ветры, раздувающие угасший было огонь. Пошли новости из Бодрума и Мармариса — там началась эвакуация туристов. Впрочем, в тех районах отели расположены зачастую прямо в сосновых лесах, и верховой пожар действительно легко может подойти опасно близко. У нас же многокилометровые поля и несколько довольно больших, по турецким меркам, рек создавали хороший защитный кордон. Кстати, знакомая, отдыхающая восточнее, в Сиде, вообще узнавала о пожаре только из новостей. Ни дыма, ни пепла к ним туда не доносило. К вечеру 30 июля открытого огня и серьёзного задымления на доступной обзору местности не было видно, лишь умеренные столбы белого дымка кое-где поднимались над очагами. В интернете и СМИ — сплошь огонь и страх, родственники, знакомые и френды в соцсетях интересуются: не пора ли эвакуироваться? Повода к панике, однако, не усматривается, отдых протекает спокойно.

В последующие дни ситуация стабилизировалась, сильного задымления уже не было, но мы неоднократно наблюдали работу Бе-200 и вертолётов. Судя по всему — небезуспешную. Удачно сменилось направление ветра — теперь он дул с побережья и с меньшей силой. На том мы Турцию и покинули.

В заключение этих путевых заметок скажу экипажам русских Бе-200 и турецким пожарным всего по два слова. Работайте, братья. Çalıs, kardeşleriniz.

Как проходит тушение пожаров — читайте в нашем прошлом материале