Общество
10 мин
21.02.2020

Интервью с Андреем Богдановым

О масонстве, вере в Бога и политтехнологиях

Масоны

От редакции:
Андрей Богданов — один из самых известных политтехнологов в России, организовавший и руководивший множеством громких предвыборных кампаний. В 2008 году он сам был кандидатом в президенты России. Богданов является одним из учредителей и руководителей таких партий, как «Правое дело», «Демократическая партия России» и множества других.
Однако в последние годы Богданов более известен широкой публике как «глава всех масонов в России», а именно — как Великий мастер Великой ложи России, 33-го градуса посвящения и пр. и пр. и пр.
Наш корреспондент Станислав Литвинов взял интервью у этого интересного человека, и редакция с удовольствием предлагает его вашему вниманию.

Напротив, это я благодарю Ваше издание за внимание к моей персоне.

Ну, я не в 90‑х годах вступил в масонскую ложу, а в 2001 году, то есть уже не ребёнком и не юношей, а будучи взрослым тридцатилетним мужчиной. В сентябре, по-моему. Стал учеником. А весной 2002 я уже стал мастером. Но честно скажу, был не особо активным, так как в то время активно катались по стране по работе, и в Москве если суммарно за весь год был в течение месяца, то это было хорошо. И не всегда удавалось попасть на работу Ложи, поэтому если в год я попадал 1–2 раза — это было хорошо. А активно масонством начал заниматься где-то с 2005 года, как в Москве осел.

Получилось так, что мои близкие друзья были масонами. Я знал, что они масоны. Мне давали литературу, что могли — рассказывали. Ну и личный пример: когда твои друзья, которых ты давно знаешь, которым доверяешь и по моральным принципам они тебе всячески подходят — очень много значит. Ты понимаешь, что эти люди в грязь не вляпаются.
Начал интересоваться, прочёл много о масонстве. Понял, что раньше во многих вещах, так же, как большинство «профанов», ошибался. В нашем обществе существуют какие-то мифы, порой просто даже странные, а не просто глупые, которые активно поддерживаются СМИ, и из-за которых не совсем правильное понимание о масонстве есть у каждого простого гражданина России, и в том числе изначально было у меня. Но при изучении вопроса — это прошло.

(Андрей Богданов засмеялся — С. Л.)

…Кстати о младенцах! Станислав, у Вас есть дети?

Жаль, тогда я останусь без обеда. Но Вы хотите чай или кофе?

(приносят поднос чаем и кофе)

Итак, продолжим. Вы спрашивали о… а, медитация, клуб и так далее. Попытаюсь объяснить.
Нет, я бы не стал сравнивать с медитацией. Если совсем просто описывать — то это закрытый философский мужской клуб, морально-философский, где для того, чтобы вас допустили, вы должны выполнять определённые критерии в моральном плане, философском, просто в жизненном. В том числе финансовом. Понятно, если у вас нет стабильной работы и заработка, вы не можете платить ежегодные посвятительские взносы, которые, впрочем, совершенно небольшие. Все думают — миллионы там, нет.

Да вовсе нет. Это фиксированный ежегодный взнос — для всех 7 000 рублей, а посвятительский — для первого градуса — 15 000 рублей. Не такие уж заоблачные деньги. К примеру, в Европе средний годовой взнос в районе 400 евро. В Америке другое, там в районе 10–20 долларов, есть ложи, где около 5 долларов ежегодно. Это зависит от штата, от количества масонов в Великой ложе.
Для начала поясню: Великая ложа — это такая управленческая надстройка, а внутри Великой ложи работают обычные ложи, мы их называем «Достопочтенные ложи», то есть это обычные ложи, как «первичка»…

Андрей Богданов и Станислав Литвинов в процессе интервью
Андрей Богданов и Станислав Литвинов в процессе интервью

Я с религией не сравнивал бы, я бы сравнил с общественной организацией. И Вас попросил бы не сравнивать, поскольку масонам в рамках масонского дискурса вообще запрещено говорить о межрелигиозных вопросах и спорах.

И с партией я бы не сравнивал. Я просто поясню: в масонстве запрещено обсуждать религию и политику. Когда работает ложа. Это табу. При том, что никогда не примут в Великую ложу, если ты не веришь в Бога. Соответственно, мне не хотелось бы сравнивать структуру с церковью или политическим устройством. Поэтому, если просто взять общественную организацию, то есть, допустим, правление организации, — у нас это Совет Великих офицеров. Называется организации Великая ложа России. Есть действующий руководящий орган — Совет Великих офицеров. Есть высших орган — съезд, у нас это Ассамблея Великой ложи. Есть первичные организации…

Просто, чтобы политического оттенка не было, поэтому я и прошу не сравнивать. Ну нет никакой связи с политикой. Если у Вас лично, или у Ваших читателей только такие ассоциации, то я не могу Вам запретить ассоциировать с чем угодно, но лично мне это кажется неуместным.
Итак, продолжу. Первичные организации — это Достопочтенные ложи, где происходит приём новых членов. Стучится человек — профан — мужчина, старше 21 года, гражданин РФ, не судимый. У него должно быть обязательно два мастера-масона, которые его рекомендуют. Он проходит опрос под повязкой, когда вам завязывают глаза…

Нет. Хотя мне нравится Ваше внимание к нашим вопросам и Ваша увлекательная фантазия, которой можно было бы попытаться воспользоваться, пожалуй. Если в сексе со свиньями я не вижу вообще ничего привлекательного и даже не понимаю — из какого фильма Вы это взяли, я ничего такого не помню, — то идея с золотыми портсигарами на самом деле очень интересна (я и у Толстого ничего такого не помню). Жалко, что ими сейчас почти никто не пользуется, а то бы…

Великому мастеру, а не магистру, если позволите. А неплохо было бы, правда? Но я продолжу серьёзнее, если Вам это интересно.
Приостанавливают работу ложи, вступающего заводят, сажают на стул, и все члены первичной этой организации задают ему любые вопросы, чтобы узнать, психологически понять и морально. Понять идейно-философские мысли. Начиная от родился-женился-учился и заканчивая «А что Вы сделали в Вашей жизни плохого? За что Вам сегодня стыдно?». Я думаю — не каждый человек в своей жизни отвечает сам себе на всё это искренне и точно.

Именно. Это собеседование. После собеседования вас удаляют, после этого ложа тайно голосует. Если три члена ложи против, — вас не примут. Вне зависимости от количества членов ложи! А это количество может быть от семи человек минимум до нескольких тысяч.

…в Единого Бога!

Почему нет? Буддизм подходит. У нас есть буддисты.

Да.

Ну, разумеется, 99% наших братьев — это христиане, мусульмане и иудеи. Христиане всех направлений — в нашей ложе есть и православные (в том числе священники), и католики, и протестанты. Из мусульман — и шииты, и сунниты. Так же, как и иудеи всех направлений их религии.

Зороастрийцы и индуисты тоже подходят, я был в Индии, там есть масонские ложи и я…

Язычники.

Соломон не позавидует. Но, если абстрагироваться от Вашего саркастического тона, — я отвечу: да. Индуизм и всё Вами перечисленное — не язычество.

Герцог Кентский Эдвард — Великий Мастер Объединённой Великой Ложи Англии, двоюродный брат королевы Елизаветы II, и Андрей Богданов
Герцог Кентский Эдвард — Великий Мастер Объединённой Великой Ложи Англии, двоюродный брат королевы Елизаветы II и Андрей Богданов

Ритуал в нашей жизни есть везде. В армии у нас есть ритуал? В каких-то детских организациях, пионерских, скаутских есть? Есть. Даже застолье в семье по ритуалу проходит — первый тост за кого, второй, третий (за родителей) и так далее. И мы имеем право в том числе просто вести философскую работу, соблюдая при этом определённые ритуалы. Замечу, вопреки Вашему ехидничанию, — вполне добрые, безобидные и не неприятные. Что не делает нас религиозной организацией, как пионерская организация не была религиозной благодаря своим ритуалам. Вот Вы, когда были пионером…

Ну в армии присягу принимаешь. Целуешь знамя. К какой школе это относится?

А я что, — за американскую армию агитирую?

Спасибо! Я попытаюсь ответить, хотя Вы задаёте несколько вопросов сразу, пусть и не сложных, но просто много одновременно. Есть разные ложи разных обрядов, ритуалов. Есть ложи по древнему шотландскому обряду. В этих ложах существует обязательство, что ученик перед прохождением подмастерья должен защитить зодческую работу. Назовите её «дипломной», если хотите. При переходе на ступень от подмастерьев к мастеру — тоже. Как некий реферат, чаще всего мастер даёт тему ученику, а тот её изучает, развивает и готовит текст. Ученик в ложе говорить не имеет права, за него говорит мастер, но процесс происходит именно так.

Некоторые даже публикуются в нашем журнале. Хотя есть работы по обсуждению ритуала, что значит то или иное действо в ритуале — такое, конечно, не публикуется.

Масонство как таковое возникло в Англии 24 июля 1717 года и официально зарегистрировалось, стало существовать как объединение Достопочтенных лож. Я могу сейчас пересказать всевозможные исторические подробности, но реально это долго, и читатели Вашего журнала могут найти эти подробности в любой энциклопедии или в интернете. И первое название Великой ложи Англии тоже оттуда.
Сейчас псевдомасонских организаций, который заявляют «мы — масоны», достаточно много.
Но основные принципы, которые были заложены в «Конституцию Андерсена», по которой работает всё регулярное масонство, где указано, что не обсуждаются политика и религия, не принимаются женщины, регулярная ложа создаётся другой регулярной ложей из четырёх обычных лож, есть рукоположение и так далее, — никто не отменял. Все эти, перечисленные Вами ложи — этому не соответствуют. Значит не интересны мне как «ортодоксу» и «праведнику».
У нас рукоположение из Англии. Во Франции есть, повторяю, «неофициальное» французское масонство — это «Великий Восток Франции», которые сказали так: «политику мы будем обсуждать, религию мы будем обсуждать, будем атеистов принимать», а сейчас у них стоит вопрос и так — что будут принимать женщин. Это же по ту сторону добра и зла. С нашей точки зрения — это не масоны, а кружок реконструкторов, фактически. Жулики или не жулики, не буду ругаться, но это малосерьёзно.

Прошу, ну, правда. Не нужно «церковных» сравнений! Нет. Я всегда сравниваю вот с чем: в 90‑е годы была куча рынков, где все отоваривались. И вот была фирма «Адидас». А была китайско-турецкая фирма «Абибас». Они тоже говорили «а что тут такого» и тоже могли тарахтеть на тему «и чем мы хуже?». Но мы-то с Вами понимаем — и в чём разница, и кто украл название, и зачем, и почему. Я бы сравнил все остальные масонские ложи с «Абибасом».

Нет. В начале кто был создан? Это же не секрет. А фантазирование про «мы ведём себя с III века до новой эры» — требует доказательств. Хотя бы элементарных. Там их нет, да и вообще это антинаучный бред.

Пусть предоставят патент раньше 1717 года и потом говорят.

«Гусь и противень».

Слушайте, это не «патент», это задокументировано вплоть до газет тех лет или приблизительно тех лет. Всё остальное — это просто домыслы. Должен же серьёзный человек хоть на что-то опираться, кроме фантазий. Но в любом случае, «абибасов» я хочу спросить — ну хоть на что вообще они опираются? Ни на что.

Вот они как раз — просто волнистые попугайчики, с моей точки зрения. Они просто скопировали нашу философскую мысль и ведут себя как попугайчики — повторяя. Изображая из себя «масонов». Хотя Вы, Станислав, задали глубокий вопрос, но который лучше обсуждать или не в рамках интервью, или в рамках иного интервью, ещё более длинного по времени. Но с моей философской точки зрения — конечно, Бог скорее не просто «сеятель», ибо это язычество, а «архитектор».

С таким умом, как у Вас — и в масоны бы! Зрите в корень.

Как бы то ни было — вопрос не вполне корректен, ибо не вполне корректен термин «рукоположение» в данном случае — в аспекте сравниваемой Вами апостольской церковной традиции.
Хотя термин именно такой.
Мы опираемся на тогда принятую Конституцию, из принципов которой ни одного не меняем. Уже упомянутые мною «политика и религия не обсуждаются», женщины не принимаются и т. д. И идём по линии «одна ложа признала другую», либо, во многих случаях, — «отозвала признание». В этом и есть вариация определения «рукоположения». Может, отчасти это можно сравнить со светским обществом: «В этих домах АА принимают, а NN не принимают».

Дар Андрея Богданова Герцогу Кентскому
Дар Андрея Богданова Герцогу Кентскому

Ужас какой!.. Каких царей свергали, кто, когда, зачем? Можно я Вам в ответ задам этот же вопрос?!

Ну, тут просто обсуждать нечего вообще — в такой постановке вопроса. В Великую Французскую революцию масонов было куда как больше со стороны королевского двора и прочих аристократов, нежели со стороны революционеров. Просто в разы. И их всех и казнили. Во время декабристского восстания — тем более. Мало того, что масонство в России было запрещено ещё в 1822 году, а не может быть по нашей Конституции ни одной не разрешённой законом ложи (это с нашей точки зрения — преступление перед масонской Конституцией). Но из тех, кто до 1822 года был в масонских ложах — 20% были декабристами, а 80% их гонителями, в том числе на 100% судебные тройки в процессе (возникшие тогда, а не при Сталине), которые приняли вердикт о повешении пяти декабристов, например, — все состояли из масонов. Это же касается 1905 и 1917 года, конечно. Тут обсуждать нечего.

Не патриотов.

Ну, спасибо!

Я просто не понимаю — о чём Вы и откуда такие выводы?

К моменту смерти Пушкина в России уже 15 лет как были запрещены масонские ложи и масонов не было никаких. При том сам Пушкин никогда из масонской ложи не выходил — когда она ещё работала. Я понимаю — что Ваша задача меня в том числе позлить, чтоб я в чём-то проболтался, но я, во-первых, не очень понимаю — о чём Вы хотите, чтоб я проболтался; во-вторых, ну зачем совсем уж глупости говорить? Это вот Вам — не стыдно?! Для меня лично — Пушкин — это вообще святое и «наше всё». И, кстати, одна из наших Достопочтенных лож называется «Пушкин».

Тут мне представляется всё довольно простым образом: просто зависть. Зависть людей, которые сами не масоны. Например, Вы знаете, что первые антимасонские памфлеты и антимасонские тексты в России инициировала Екатерина Вторая?
А в чём причина? Ну, в нашем масонстве не могут состоять женщины. А она была царица. Почти все её «коллеги» — европейские монархи — возглавляли в своих странах своё масонство. Все её советники при русском дворе — были масонами. Поставьте себя на её место! Мужики, всё окружение, ходят постоянно куда-то заседать, что-то там умное обсуждают, видимо хорошо проводят время, а её не берут и туда вообще не пускают. Разумеется — это разозлит и вызовет критическую реакцию, внутренний протест. Ну и вот. Думаю, и в других случаях так же.

Мы не церковь и нас это не касается. Я не обсуждаю церковь. Ну, признали — и признали.

Человек может быть в церкви и в кружке любителей вышивания. Какая проблема? Или в Российском Историческом обществе, или в Российском Философском обществе.

Очень интересный вопрос задали. Точнее — два вопроса.
Начну с первого. Недавно британские власти (Министерство юстиции) заставили британские ложи изменить Устав. Теперь — если приняли мужчину и он сделал операцию по смене пола, они по этому поводу не имеют права его выгнать. Если бы они устав не изменили, они могли просто всю собственность потерять по британскому законодательству.

Да.

Называйте как хотите, но это факт. Продолжу отвечать. О какой «тоталитарной секте» Вы можете говорить? Если признак любой тоталитарной секты — закрытость от внешнего мира, внешних факторов воздействия. Секта людей окукливает, чтобы они за пределы неё никуда не выходили. Масонство, наоборот, направляет людей вовне — чтобы люди развивались в тех направлениях, в которых они сильны.

Этот вопрос до сих пор дискутируется. Сейчас внутри американского масонства идёт большой спор. Что делать с гомосексуализмом. Мнение Юга и Севера до сих пор разнится. Есть южные штаты — Теннесси и Джорджия. Там есть два «брата», которые любят друг друга в «этом смысле». До поры до времени «свечку никто не держал», как говорится. Но вдруг они официально пошли и расписались. На следующий день ложа Джорджии их выгоняет на основании своей Конституции 1863 года. Через день у штата Джорджия отзывают признание Великие ложи Нью Йорка, Вашингтона, Калифорнии, Франции, Швейцарии и много кто ещё. А поддержала их только ложа Теннеси. И до сих пор не решён этот вопрос, к заключению не пришли.

Нет такой. И английская не может. Англия может только отозвать признание у какой-то ложи, и тогда многие последуют их примеру, но только из-за их формального, а не юридического авторитета. Но это просто влияние, да и то не полное. Вот пример. Есть Великий Восток Италии, эту ложу признают почти все, но не признает Объединённая Великая Ложа Англии из-за скандала вокруг ложи P‑2. В 80‑е годы была такая ложа, она входила в Великий восток Италии и вокруг неё был шум о коррупции, и Великая Объединённая Ложа Англии отозвала признание у Великого Востока Италии и создала на этой территории Великую регулярную ложу Италии. Сейчас там две регулярные ложи, но одна признана регулярной Объединённой Великой Ложей Англии и еще 10% регулярных лож, а 90% мира признают Великий Восток Италии.

Мы тоже Великий Восток Италии признаём.

(Андрей Богданов смеется)

Андрей Богданов в Королевском Альберт-Холле
Андрей Богданов в Королевском Альберт-Холле

Наш ритуал не является молитвой. Хотя внутри ритуала, особенно когда создаётся ложа, есть четыре строчки молитвы к Всевышнему, но мы ничего в этом не видим плохого. Более того, масоны всячески своих членов подталкивают быть истинными христианами, мусульманами, ходить в церковь и причащаться. А не то, что «не ходите в церковь, а ходите к нам». Более того, у нас часто бывает, собираются братья и идут вместе в церковь. Сейчас я знаю, у нас две ложи — христиане — поехали в Оптину пустынь на три дня, жить и молиться. Но не как масоны, а как христиане. Масоны подталкивают к более искренней вере в Бога.

Христиане понимают Бога как христиане, мусульмане как мусульмане.

А мы говорим, что все объединено Архитектором и Бог един. Разве это противоречиво? Многие ритуалы построены на Ветхом Завете, на строительстве храма.

У нас есть ложи на египетском ритуале, есть на шотландском ритуале.

Это всё в строительной теме.

Нет, не правильно. Причём вообще. Все Великие ложи всех стран независимы и самостоятельны в своих решениях, подчиняются только международному законодательству, решениям ООН. Кстати, как и церковь, раз уж Вы приводили церковные примеры. Скажем, РПЦ МП признаёт Абхазию канонической территорией Грузинской церкви — и условно по этому же принципу и мы не создаём в Крыму масонских лож нашей юрисдикции и признаём там лишь ложи, подчинённые Киеву.

Ничего такого вообще нет. В принципе. Иногда проходит конференция Великих мастеров всех стран, где собираются все желающие. Председателя выбирает принимающая сторона. Это выглядит как тусовка, на которой можно познакомиться с Великими мастерами других стран. Но на этой конференции нет никаких резолюций, никаких голосований, только голосование, где проводить следующую конференцию. Никаких решений не принимается.

Нет, только по возрасту. Но он Великий мастер уже 56 лет, и в мировом масонстве многое знает, с точки зрения почтения и уважения он выше меня на голову. Именно в плане уважения. Но оно касается не политики.

Никак. В Конституции Андерсена написано, что масон является опорой своего государства и власти. Изначально любой масон поддерживает власть своей страны.

Выход абсолютно свободный. Про Пушкина я Вам уже говорил, прекратите так шутить. Если человек не посещает встречи ложи, он просто перестаёт быть масоном. Но когда он хочет вернуться — снова идёт голосование, только уже не при более чем трёх против, а большинством голосов его возвращают. Человек предупреждает, что по работе не может посещать работу ложи, или из-за негативного отношения общества к масонству, если он избирается судьёй или депутатом. Тогда он перестаёт быть масоном.

А что касается причин и поводов для исключения, то это нарушение законодательства страны, уголовные преступления.

Ну, понятно, речь о серьёзных нарушения и серьёзных уголовных преступлениях. Условно говоря — нарушение правил ПДД в виде пересечения сплошной полосы или превышения скорости мы не рассматриваем как такой повод. Хотя за вождение в пьяном виде можем и исключить.

Уголовные преступления.

Считается при наличии судебного решения.

Позвольте, а что такое в Вашем понимании «чёрный пиар»? Это же условное название. Где в нём нарушение законодательства? Что Вы вообще понимаете под этим термином?

Это не просто абсолютно законно, но, с моей точки зрения, — как ничто способствует именно честности выборов и их глубинной логике, их смыслу. Если избиратели не могут различить двух однофамильцев и голосуют инерционно за условного Зюганова, поскольку у них в голове жужжит навязанная рекламой, плакатами и речёвками по радио и ТВ фамилия, — то грош цена такому голосу избирателя и такому Зюганову (условному). Уж такое испытание — хотя бы вдумчивое вникание избирателем в личность человека, за которого он голосует, — должен пройти любой правильный депутат.

Впервые слышу о таком. Да, он позвонил, мы минут десять поговорили вежливыми официальными фразами в духе «будем и дальше сотрудничать в построении гражданского общества», и всё. Не помню про поздравления, впервые слышу, повторяю.

Предварительные результаты президентских выборов 2008 года
Предварительные результаты президентских выборов 2008 года

В феврале всегда проходит конференция Великих мастеров в Северной Америке. И как раз в 2008 мы ездили в Вашингтон. Выборы президента у нас 12 марта, а 26 февраля я в Америке — на этой конференции. Захожу в магазин — обычный их супермаркет для среднего класса. Мне нужно было купить для конференции смокинг и другие вещи, которые я не взял с собой. Ну и, заодно, чемодан на колёсиках и т. д. Иду по магазину, везу за собой чемодан, навстречу люди идут и я краем уха слышу «Смотри, смотри, президент закупился». На русском.
И в этот же день опять же — ловлю такси. Сажусь, обычное жёлтое такси, мой приятель вызвал, едем. Таксист слышит, что на русском разговаривают, поворачивается и замирает. «Да мне же никто не поверит!». Тоже по-русски. «Что я президента вёз!». «Я не президент, я кандидат в президенты!» — отвечаю. Он говорит, что для него это одно и то же.
Тут меня больше удивило то, что это всё в Америке. А казалось бы — что им наша Россия…
Прилетаю в Россию, еду в Казань в ходе избирательной кампании. Сразу с аэропорта поехал в храм Казанской Божьей Матери. С батюшкой нас познакомили давно, ну вот с него визит и начал. Поговорили о своём, а потом сам батюшка говорит — «В мечеть поедете новую? Её вот только построили». А я, кстати, наполовину татарин, хоть и православный. «Поеду с удовольствием», — отвечаю.
Ну, батюшка говорит: «Я тогда с Вами поеду, мулла мой кореш, друг». На его машине приехали в мечеть, заходим, он перекрестился. Мулла встречает, они обнимаются. «Вот, я Вам президента привёз». «Я говорю — я кандидат», — и перекрестился. «Кстати, я тоже татарин наполовину», — говорю. Мулла спрашивает: «А почему ты христианин?». «Ну, отец русский, христианин». «Ну, ладно, тебе можно, пойдём».
Не знаю, к чему вся эта история и чему она учит. Ничему. Вот Вы спросили, а я вспомнил.

Да тут всё просто. Делайте другим то, чего хотели бы — чтоб другие делали вам.
Я желаю успехов вашему изданию, очень интересному, где, кстати, потрясающий состав авторов, на зависть всем, пожалуй — лучший на данный момент.

2
1
2
1

Комментарии

1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии