Скалы Ротенёф

Живой сюрреализм на побережье Бретани
Ян Авриль | Fitzroy Magazine

Скалы Ротенёф неподалёку от вольного пиратского города Сен-Мало более всего похожи на творение сумасшедшего сюрреалиста: скульптуры и барельефы, фигуры и головы, горгульи и женщины со змеиными хвостами, замершие в сладострастных объятиях драконов. Но создатель всего этого каменного безумия сюрреалистом вовсе не был, он вообще, согласно распространённому мнению, впервые взял в руки долото и молоток лишь по трагической случайности.

У аббата Адольфа Жюльена Фуре — непростая судьба. Всю свою жизнь он был настоятелем в разных церквях Бретани, да ещё таким хорошим, что когда в возрасте 55 лет у него случился инсульт, следствием которого стала немота и глухота, прихожане церкви в Лангуэ, неподалёку от Ренна, долго не хотели отпускать его с занимаемой должности. Но победил здравый смысл самого Фуре — он удалился в местечко Ротенёф, чтобы там в одиночестве предаться своей тоске.

Атлантическое побережье Бретани вообще способствует затяжной депрессии. Здесь даже летом нежарко, а зимой ветры взбивают волны и сбивают с ног даже крупных людей. А, если верить фотографиям, аббат Фуре не был крупным.

В домике, который местные жители называют то “Жилищем отшельника”, то “Высоким безумием”, он провёл остаток своих дней, но, будучи человеком деятельным, Фуре за 14 лет — в период с 1894 до 1907 год — вооружившись долотом и молотком, сумел украсить суровые прибрежные скалы тремястами(!) скульптурами. Когда-то все они были ещё и раскрашены, но дождь, ветер и морские брызги сделали своё дело. Теперь это просто камень. И одновременно — необыкновенное произведение искусства великого отшельника.

К сожалению, у парка скульптур в Ротенёфе нет статуса исторического памятника и наверняка не будет — во Франции редко присваивают такое произведениям ар-брю, грубого, непрофессионального искусства. Но вряд ли глухонемой аббат ставил себе задачу войти таким образом в историю. Просто занимал своё время, которое не мог проводить в молитвах и проповедях (тем удивительнее, кстати, что в его произведениях нет религиозных мотивов — никаких тебе святых или младенцев Иисусов).

Однако каждый год посмотреть на скалы, одну из самых колоритных достопримечательностей Сен-Мало, приезжают тысячи человек. Некоторые — целенаправленно, совершая поездку по Франции, некоторые — случайно свернув по указателю, другие и вовсе — собирая дикие мидии, забредают далеко от города и натыкаются на эту каменную фантасмагорию.

Впрочем, французы пытаются сохранить и, по возможности, законсервировать творения добровольного схимника: берут символическую — всего € 2,50 — плату за вход, водят экскурсии, пишут бесконечные письма в Министерство Культуры. Пока всё бестолку, и природа берет своё. Так что, возможно, через пару десятков лет от этого места ничего не останется. Эрозия — штука неумолимая. Но пока есть шанс, ехать надо. Хотя бы ради того, чтобы отдать дань памяти удивительному человеку, который хотел сделать мир вокруг себя чуть красивее и необычнее — и когда был настоятелем, и когда вынужденно стал скульптором.

Текст: Юлия Нейо
Фото: Ян Авриль

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on skype

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

Вам также может понравиться

0 0 голос
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии