Виноградные кисти Соломона

Женская грудь как уходящая эпоха кинематографа

Ещё библейский Соломон в своей Песни Песней воспел женскую грудь, уподобив её виноградным кистям. Старик со своим гаремом в восемьсот боевых единиц, несомненно, знал толк в сиськах. Вполне естественно, что объект постоянно находился в центре внимания поэтов, художников и скульпторов, проникая даже на картины глубоко религиозного содержания и иконы. Сиськи поистине превратились в одну из движущих сил искусства. К примеру, Ренуар как-то заметил, что никогда не занялся бы живописью, не будь у женщин груди.
Разумеется, с появлением искусства кино за женские груди схватились обеими руками. Не сразу, конечно — в конце XIX века массовая культура ещё не была к этому готова.

A Daughter of the Gods, 1916 | Обработка: Ян Авриль для Fitzroy Magazine

На самом деле, даже в “Дочери богов”, который считается первым кинофильмом с обнажённой грудью, никаких сисек, по сути, не было. В этом немом фэнтези-блокбастере 1916 года длительностью три (!) часа австралийская пловчиха Аннет Келлерман полностью раздета, но тщательно прикрыта длинными волосами. Это не помешало фильму режиссёра Бренона быть обвинённым во всех грехах, мощно окупиться в прокате (а стоил он миллион баксов, что для 1916 года было дикой суммой) и попасть в официальную историю кинематографа как первая картина с обнажёнкой.

За последнее обидно должно быть Альберту Киршнеру, взявшемуся за эротику в кинематографе аж на двадцать лет раньше — в 1896 году, спустя всего несколько месяцев после триумфального “Прибытия поезда” Люмьеров. Параллельно Киршнер снимал религиозные сюжеты, но в его картине “Мария отходит ко сну” (поезд прибывает, Мария отходит — по-моему, красивое совпадение) натурально догола раздевалась стриптизёрша Луиз Вилли. Увы, сохранилось лишь три минуты из семи, где Мария ещё не совсем отошла и только выпутывается из корсета. Но от трёхчасовой “Дочери богов” и того не осталось — фильм утрачен полностью. Тут Киршнер таки забил баки Бренону.

Хотя вопрос прежде всего, конечно, в разграничении порно и обычного кино. “Марию” однозначно записали в порнографию, и с этим ярлыком она осталась в истории, будучи в сравнении с каким-нибудь “Текстом” или “Любовью” образцом такта и целомудрия.

Тут ведь как — если люди почти весь фильм занимаются сексом, это порно. А если в промежутках уныло рефлексируют и рассуждают о высоком — уже кино, велкам на большой экран.
Собственно, о кино мы тут и говорим, оставив за бортом изящное искусство порнографии. Тем более от сисек в кино в определённое время стало не протолкнуться. “Раньше женщины кормили грудью младенцев, теперь — кинопродюсеров”, — писал Жан Кокто с некоторой грустью, потому что в то время уже окончательно переключился на мужчин.

“Земля”, 1930 год | Обработка: Ян Авриль для Fitzroy Magazine

Без эротики не обошлось даже в советском кинематографе. В СССР первые попытки предпринимались еще в 1930 — когда Довженко поставил немую “Землю”, в которой билась в истерике совершенно обнажённая актриса Елена Максимова. Фильм быстро запретили за натурализм, к каковому относилась не только сцена с Максимовой, но и, например, эпизод, где колхозники мочились в радиатор заглохшего трактора. Впрочем, это уже другая история, а “Землю” предприимчивые большевики с успехом продали в целый ряд европейских стран, где он впоследствии сделался культовым.

Настоящее же шествие голой женской груди по киноэкранам началось в шестидесятых, вместе с сексуальной революцией. Даже самые замшелые продюсеры Голливуда со скрипом вставляли в фильмы обнажёнку. И если целиком раздетые актрисы по-прежнему являлись редкостью, то сцены топлесс шли и к месту, и не к месту. Что интересно, Советский Союз и тут поспел едва ли не впереди планеты, причём очень хитро. В “Человеке-амфибии” 1961 года, который у нас в стране не видел разве что слепой, Гуттиэре-Вертинская тонет, а Ихтиандр-Коренев её спасает. Когда Вертинская (кстати, семнадцатилетняя) лежит на дне, её промокший купальник не оставляет зрителю никаких недосказанностей. Куда смотрела цензура — для меня загадка. Впрочем, с середины 60-х годов в советском кино стали мелькать уже откровенно голые груди. Правда, чаще всего это пристёгивалось к некой идеологии. Или злые фашисты (кулаки, бандиты) кого-то насилуют, или героиня демонстрирует единение с красотой родной природы в каком-нибудь ручейке или рощице.

Мы, пацаны 70-х, активно вычисляли подобные фильмы. Тогда вообще, если кто помнит, кино котировалось по количеству драк и голых тёток. Французские и итальянские картины были вне конкуренции (в индийских драк было иной раз куда больше, но сисек полное отсутствие), однако на “Он начинает сердиться” или “Площадь Сан Бабила, 20 часов” поди проберись, там же строго “до 16-ти”. А что-то про войну, или “Экипаж”, или “Табор уходит в небо” — вполне можно, даже если ограничение указывалось. Так и происходило приобщение к искусству — пионерам приходилось смотреть час унылейшего “Табора” ради пяти секунд сисек Светланы Томы (потом все уходили из зала). В “Экипаже” хоть самолеты падали…

Пропущу поздние 70-е и 80-е, где сисек и костюмов для аэробики было особенно неприлично дофига, хотя в СССР с наступлением застоя их слегка приструнили. Затем случилась перестройка, стало можно всё, художественная ценность и смысл фильмов окончательно ушли на второй и даже третий план, и сегодня мы имеем то, что имеем. Это я снова об отечественном кино. А вот за бугром всё происходило несколько иначе.

Я не возьмусь определить точно, но с некоторого момента, примерно с начала 2000-х, вышеупомянутых Кокто продюсеров отлучили от груди. Сделали это как возрастные рейтинги, сильно влиявшие на прокат, так и набирающие силу феминистки, которые в любой случайно вылезшей из-под лифчика сиське видели вопиющий сексизм и эксплуатацию женщины.

Всё вместе это породило довольно странную ситуацию, когда в довольно жёстких во всех смыслах фильмах герой с героиней занимались сексом под простынями или же на героине был надет бюстгальтер. Кто испытал это на себе (я имею в виду секс в бюстгальтере), вряд ли скажет, что это сильно круто.

Можно было запредельно шутить про что угодно, даже про геев (на первых порах), но чуть дело шло к койке — героиня напяливала лифчик. Артхауса и более-менее настоящего кино это, слава богу, не касалось, а вот развлекательный сегмент в этом отношении сильно просел. Наглядный пример — комедия “Мы — Миллеры”, где Дженнифер Эннистон танцует стриптиз без стриптиза аж два раза. Хорошо танцует. Но без стриптиза.

У нас на телевидении сейчас примерно та же история с курением — блюрят сигарету в пальцах, которую курит маньяк, сидя на распотрошённом трупе. Впрочем, обнажённую грудь многие телеканалы тоже блюрят, зато плодящиеся, как кролики, интернет-платформы окучивают эту поляну изо всех сил — там и сиськи, и мат, и курево…

Ян Авриль | Fitzroy Magazine

А на западном ТВ рушатся неприступные прежде бастионы. “Игра престолов” держалась очень долго, но за последние сезона три — сдалась. Пуританское раздевание Арьи Старк — а девочка выросла буквально на наших глазах и этого момента ждали десятки миллионов ещё с тех пор, как её папаше оттяпали голову — лишь поставило унылую жирную точку.

Что самое смешное и нелепое в этой ситуации — если хотите посмотреть сиськи, обращайтесь к тем же феминисткам. Да хоть к гнуснопрославленным Femen, которые их наличием протестуют против всего. И фильмы соответствующие феминистки снимают, и перформансы устраивают, но это ж они сами и со своими высокими светлыми целями, а не цисгендерные сами-знаете-кто. Тем более “публичное распространение идеи о том, что женское тело покупается и продается, приводит к росту потребления проституции и сексуального насилия”.

В результате “скрепная” Россия в этом плане сегодня может позволить себе то, чего не может позволить в большинстве случаев “прогрессивный” Голливуд. У нас пока насчёт сисек на большом экране легко и свободно, хотя их по-прежнему вставляют со смыслом и без.

Беда лишь в том, что лучше отечественный кинематограф от этого не становится.

Да и хуже — тоже, потому что особо некуда.

Юрий Бурносов

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

0 0 оценка
Оцените статью
Подписаться
Уведомление о
0 Комментариев
Inline Feedbacks
View all comments

Вам также может понравиться