“Бег” призраков через чужие сны

Театральный гид Fitzroy
Бег. Театр имени Вахтангова
Бег. Театр имени Вахтангова

Лучшая постановка Юрия Бутусова седьмой год идет в театре им. Вахтангова, собирая полные залы. Пьеса Михаила Афанасьевича Булгакова, дошедшая до нас в нескольких редакциях, имеет подзаголовок: «Восемь снов». По воле режиссера эти сны превратились в кошмары — давящие, навязчивые, обрывочные. С рассыпающейся логикой, характерной для ночных мороков.

…Петербургская дама, Серафима Корзухина, бежит от власти большевиков и оказывается в Крыму. По пути она встречает другого вынужденного беглеца — приват-доцента Голубкова, который в нее влюбляется. А кругом бушует гражданская война, сопровождаемая всеобщим озверением. И если безалаберный белый генерал Чарнота еще пытается остаться человеком, то другой белый генерал, Роман Валерьянович Хлудов, может внушать только страх. Причем всем: и чужим, и своим, которых он тоже не щадит.

Текст пьесы, с одной стороны, сокращен, с другой — в действие вставлено некоторое количество стихов, которые, может быть, и хороши сами по себе, но в общем контексте смотрятся все-таки чужеродно. У Чарноты пропала эффектная сцена появления, присутствующая во всех вариантах булгаковской драмы: занятно, кстати, почему Бутусов, с его тяготением к буффонаде, не пожелал ее обыграть (напомним, что в этой сцене Чарнота изначально прячется от зрителей, выдавая себя за несуществующую мадам Барабанчикову).

Бег. Театр имени Вахтангова

Виктор Добронравов играет Хлудова, Екатерина Крамзина — Серафиму, Леонид Бичевин — Голубкова, Артур Иванов — Чарноту. Актерский ансамбль вообще на высоте (некоторые актеры, как это бывает у Бутусова, играют по несколько ролей, среди которых есть и довольно неожиданные, например, роль бронепоезда). Однако Виктора Добронравова я ставлю на первое место, потому что из всех Хлудовых, которых мне довелось видеть в театре — да и в кино — он, на мой взгляд, лучший и эталонный. Есть в его герое и описанная Булгаковым жесткость, и жестокость, и несгибаемость, и неприкаянность, и величие. А вот уменьшение Хлудова во втором действии, то, как он стал ходить, подгибая ноги, мне не понравилось: это лишнее для его героя, он бы и на расстрел пошел с прямой спиной.

«Бег» Булгакова в постановке Бутусова может нравиться или не нравиться, но я считаю, что каждому театралу нужно обязательно его увидеть: это и квинтэссенция эклектичного стиля режиссера, и один из знаковых спектаклей современного русского театра. Кроме того, по моему личному ощущению, это, так сказать, совершенно петербургский спектакль: режиссер-москвич подал бы сновидения на сцене совсем иначе.

Виктория Вербинина

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on skype

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

0 0 голосов
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
2 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии