Три хрониста и один чародей

Фотовыставки о русской истории XX века
Центр фотографии им. братьев Люмьер

Москва грозится вползти в новый карантинный режим. Пока это долгожданное событие не накрыло нас всех с головой, есть время забежать в галерею и хоть как-то насладиться культурной жизнью столицы.

Рекомендации выставок часто повторяют канцелярский пресс-релиз. Я решила, что это не дело — и для полноты впечатлений посетила все проекты собственной персоной.

1. Москва Наума Грановского 1920–1980

Где: Центр фотографии им. братьев Люмьер (Болотная наб., 3)
Когда: до 31 октября


Вид на высотное здание гостиницы «Украина». 1960-е гг. | Центр фотографии им. братьев Люмьер

Первое, очевидное, программное впечатление — ну вот он, московский большой стиль. Конструктивизм, сталинские проспекты, глобальные стройки шестидесятых. Абсолютно самодостаточная перспектива, которой будто никто не нужен.

Второе впечатление — эта перспектива вовсе не далёкая и холодная.

Несмотря на то, что самые ранние работы датируются концом НЭПа, а самые поздние — преддверием Перестройки, Грановский действительно снимает один и тот же город. Даже древнейшие кадры, сделанные ещё до рождения моей бабушки, выглядят узнаваемо. Ходишь и смотришь — вот она, Мясницкая с бакалейными вывесками. Будто совсем не изменилась, разве что добавили сверкающих лампочек и машин. Вот он, Казанский вокзал с грузовыми такси и трамвайчиками. Родные хрущёвки выглядят белыми, свежими, собранными из лего, они словно пахнут сырым цементом. А вот брежневские футуристичные НИИ а-ля Стругацкие, о которых внуки советских инженеров слышали столько анекдотов.

Идти по выставке молча совершенно невозможно. Более того, это просто кощунственно. Все приличные люди останавливаются у нужной фотографии и рассказывают свою московскую историю. Возьмите родственника постарше, позовите с собой подрастающее поколение — и в путь.


Вид на Большой Каменный мост. Конец 1930-х гг. | Центр фотографии им. братьев Люмьер
Вид на Большой Каменный мост. Конец 1930-х гг. | Центр фотографии им. братьев Люмьер

Химки-Ховрино. 1960-е гг.| Центр фотографии им. братьев Люмьер
Химки-Ховрино. 1960-е гг.| Центр фотографии им. братьев Люмьер

2. Сергей Чиликов. Ретроспектива 1953–2020

Где: Мультимедиа-арт-музей (Остоженка, 16)
Когда: до 22 ноября

Если русский человек живёт в Йошкар-Оле, он способен на многое. Например, писать книжки про онтологию субъективности и основать творческую фотогруппу в период позднего Застоя.

Скажу сразу — работы Чиликова в первую очередь для тех, кто ценит, так сказать, натуралистичный, народный реализм. Моменты неогламуренного быта, показанные с предельно простого и при этом предельно интеллектуального ракурса. Чего стоят одни названия некоторых серий: “Фотопровокации”, “Деревенский Гламур”, “Пляж”. Понятные характеры, неприкрытые, односложные желания, до боли знакомые ландшафты и интерьеры. Впечатление от просмотра при этом совсем не мрачное — люди как люди, нормальные по шкале от горя до счастья.

В общем, Чиликов показывает те самые зарисовки отечественной жизни, которые Сергей Шнуров пакует в шоу, Венедикт Ерофеев — в мистический трип, а молодёжная культура — в мемы на злобу дня.

Сам проект запустили в память о художнике — он ушёл в страну вечной охоты в июне 2020 года.


Сергей Чиликов. Алатырь, 1992. Собрание МАММ

Сергей Чиликов. Шереганово, 1992. Собрание МАММ

3. Игорь Мухин. Наши 1990-е. Время перемен

Где: Мультимедиа-арт-музей (Остоженка, 16)
Когда: до 22 ноября

Для тех, кто вне галерейно-творческого танка, организаторы сообщают: Игорь Мухин — влиятельный, титулованный, признанный, руководитель мастерской фотографии в Школе Родченко и прочая и прочая. На разных зрителей это действует по-разному: кто-то проникается благоговением, у кого-то перечисление регалий вызывает внутренний протест. По-хорошему же от этого надо абстрагироваться и молча смотреть на работу мастера. Она того заслуживает.

Игорь Мухин и впрямь ловит те самые девяностые с их странной, сумбурной, очень эклектичной атмосферой. В них смешалась приземлённая улица с ларьками и рекламными плакатами и высокий, в том смысле романтический стиль политдемонстраций, над этой улицей парящий. Везде — нарастание каких-то новых форм жизни на руинах советской повседневности.

Самые сильные кадры — это фотографии молодёжи. На политических митингах в прикуску с тогда ещё бодрым Лимоновым, на стройках, на рынках, целующихся на фоне помоек и подъездов. Какие яркие, какие живые, какие подвижные молодые люди, как беспечны их лица на фоне стариков.

Пресс-релиз говорит, что Игорь Мухин — “не хроникёр в буквальном смысле слова”. Не верьте. Сложно представить себе более точную и цепкую хронику эпохи.


Игорь Мухин. Москва, 1996. Авторизованный серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Игорь Мухин. Москва, 1996. Авторизованный серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Игорь Мухин. Москва, 1995. Авторизованный серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Игорь Мухин. Москва, 1995. Авторизованный серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

4. Алексей Титаренко. Город теней

Где: Мультимедиа-арт-музей (Остоженка, 16)
Когда: до 18 октября

Когда в описании чьего-то творчества читаешь слова “уникальный и самобытный”, рука сама тянется к пистолету. Так вот, работы Алексея Титаренко действительно таковы, к ним сложно подобрать другие эпитеты.

Метод художника — широкоформатный аналоговый фотоаппарат и длительная экспозиция, благодаря чему мельчайшие движения видны, как в замедленной съёмке. Камера консервирует время, место и пляску духов, которых не увидеть без помощи опытного чародея. Каждый кадр отдельно прорабатывается мастером в лаборатории вручную. В общем, не посмотрите — не поймёте.

Петербург — город не только Гоголя и Достоевского, он вполне может быть городом Байрона, Эдгара По и Говарда Филлипса Лавкрафта. Там живёт готика высокого стиля, она заслуживает своего поэта.

Помимо Санкт-Петербурга на стенах представлены серии о Нью-Йорке, Гаване и Венеции. На мой скромный взгляд — Север у автора выходит лучше Юга. Сумрачные американские небоскрёбы над холодным океаном, по которым скользят всё те же тени, идеально вписались в художественный стиль.

На выставку надо бежать как можно скорее: официально она заявлена до 18 октября, а о продлении пока молчат.


Алексей Титаренко. Станция метро «Василеостровская». Из серии «Город теней». Санкт-Петербург, 1991–1992

Алексей Титаренко. Угол Кузнечного переулка и Коломенской улицы. Из серии «Застывшее время». Санкт-Петербург, 1995

Елизавета Семирханова

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on skype

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

5 3 голосов
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии