Дело целого поколения: хит-парад игр для PlayStation и Xbox One

Во что мы играли в 2014–2020 году
Коллаж от Александра Воронина | Fitzroy Magazine

Вот оно и свершилось, уважаемые дама и господа, народ играющий. На смену PlayStation 4 и Xbox One пришли их преемники, PlayStation 5 (Sony) и Xbox серии X (Microsoft). Это, по уже сложившейся традиции, открывает и закрывает “консольную эру” и связанное с ней опережающее развитие соответствующего компьютерного “железа”. И теперь можно поговорить, какие же именно игры в уходящем поколении получились самыми важными, нужными — и почему.

Графика и производственные мощности при ныне уходящем поколении претерпели качественный скачок. Их можно, при желании, обновлять и поддерживать — не стыдно. Этот процесс уже идёт: ничто так не красит классику, как регулярная реставрация. Это одна из причин, почему у PS5/Xbox серии X будет обратная совместимость с предшественниками. Даже у приставок от Sony, которые ранее таким свойством не обладали. Практика постоянного обновления лучших игр прошлых поколений до передового состояния графики станет, будем надеяться, привычной обыденностью на всех платформах, консольных и компьютерных.

Консоли PlayStation 4 и Xbox One и компьютерные игры этого же периода принесли с собой определённые стандарты качества. Они появились раньше (Heavy Rain и Alan Wake — 2010 год, GTA V и Last of Us — 2013 год), но само собой разумеющимися стали именно с ними. Это и живые актёры, иногда хорошо известные, чей облик теперь обыденно переносится или видоизменяется в виртуальности при помощи технологии motion capture, она же — mocap. Лицевая анимация как цифровое искусство. Огромные детализированные пространства, либо сюжетно-линейные, либо построенные по принципу открытого мира. “Интерактивное кино”. Постоянное развитие и совершенствование игровых механик. Всё более богатые с точки зрения поэтики сценарии. Они либо могут компенсировать малые бюджеты у независимых студий, либо являются обязательной частью в компаниях, которые тратят десятки миллионов долларов на производственный процесс. Схожие, но неидентичные процессы шли и в экологической нише продуктов от компании Nintendo (которые поэтому требуют совсем отдельного рассказа и собственного небольшого хит-парада).

Такие видеоигры — скорее жанровые интерактивные истории с вовлечением человека в их процесс, чем просто “игры” как разновидность “казино”. Именно они сделали отрасль видеоигр уважаемой сферой массовой культуры, заставили с ней считаться, рассматривать её достижения наряду с литературой и кинематографом. 

За последние шесть лет подобные видеоигры выжили и расцвели, вопреки всем прогнозам, сулившим процветание только многопользовательским “игрухам” в Интернете с сугубо формальным сюжетом. И их набирается достаточное количество, чтобы выбрать призёров, самых достойных за 2014–2020 годы.

Начнём, как водится, с конца списка.

22) Doom (2016)

id Software\Bethesda Softworks

Тут читатель вправе заявить автору: “батенька, да вы лицемер!”. Где тут изощрённый сюжет-то? Главный безымянный герой перезапуска классической серии “стрелялок” из 90-х разрывает демонячьи афедроны тевтонским крестом и тридцатью тремя другими наиболее болезненными для нечисти способами. Как говаривал Владимир Высоцкий, “и кроме мордобития — никаких чудес”. Но не артхаусом единым жив человек. В том же кино есть место как поклонникам фильмов Алехандро Ходоровского и Ларса фон Триера, так и любителям “Безумного Макса” и “Хищника”. Doom — это честное перефразирование всего самого лучшего из пиксельных 90-х в новую эпоху. Гость из времени, когда ружья были длиннее, а дохнущие черти — рычащей. Практически идеальное воспроизведение духа двадцатилетней с гиком давности. Передача по эстафете эстетики честной простоты. Немудреной житейской философии, что добро должно быть не только с кулаками, а лучше бы с бензопилой и дробовиком. Ибо так оно куда убедительней.

Почему средь лучших? Эстафета поколений, преемственность — это важно. Пусть у видеоигр светлое творческое будущее, но родилось оно в горне оригинальных “мясных” игр 80–90-х прошлого века.

21) Days Gone (2019)

Bend Studio\Sony Interactive Entertainment

Ну, как же без игрового зомби-апокалипсиса-то? Никак. Хотя от этого эксклюзива для PS4 критики личико дружно кривили, в то время как пользователи нахваливали и голосовали трудовыми долларами. Среди причин критики фигурировал главный герой, Дикон Сэйнт-Джон (в отменном исполнении известного актера Сэма Уитвера): отставной горный стрелок американской армии, ставший байкером, он колесит на мотоцикле по просторам Орегона в компании собрата по клубу по прозвищу Бухарь. Не за игру Уитвера ругали, нет. Дикон — белый, гетеросексуальный, брутальный мужик. В поисках жены Сары (Кортни Дрейпер), которую он вначале считал погибшей, готов перевернуть хоть все остатки страны вверх дном. А, да, “зомби только белые, нету чёрных и азиатов”. Вот такая вот критика пошла, mamma mia. На самом деле — хорошая история, играется прекрасно. И, кстати, фрикеры — вовсе и не зомби, а утерявшие разум под воздействием вируса живые люди, ведущие себя, как стадные животные. И когда за главным героем гонится, вопя и похрюкивая, орда таких в пять сотен рыл, и надо выжить — это как угодно, но только не скучно.

Почему средь лучших? Потому, что при всех действительно имевшихся немалых технических огрехах, Days Gone — это нормальная история для нормального “молчаливого большинства”, в силу этого и ставшая большой коммерческой удачей. И стоит радоваться, что их ещё делают. Тем паче, на таком достойном уровне.

20) Deus Ex: Mankind Divided (2016)

Eidos-Montréal\Square Enix

Продолжение Deus Ex: Human Revolution (2011) и вторая предыстория к бессмертной классике 2000 года, оригинальной Deus Ex. Пир духа для любителей киберпанка и конспирологии. Мир недалекого будущего погружается в хаос вражды между обычными людьми и “аугами”, то бишь аугментированными, с киберпротезами и иными механическими усовершенствованиями организмов. После Инцидента, когда специально созданная поломка программного обеспечения на какое-то время заставила забыть себя большинство аугментированных, и они нанесли немало вреда окружающим, “ауги” становятся изгоями, их притесняют и выселяют в гетто. Специальный агент антитеррористического центра ООН (UNATCO) Адам Дженсен (Элиас Туфексис), сам являющийся “аугом”, работая в Праге, должен выяснить, кто же стоит за чередой акций аугментированных “бомбистов” в Чехии. А за кулисами этой драмы всесильная ложа иллюминатов ведёт невидимую войну с “Янусом” — главой могучей группы хакеров, которая слишком много знает о существовании тайных владык мира сего, и чьи возможности и ресурсы направлены на борьбу с ними…

Почему средь лучших? Снятся ли андроидам электрические овцы? Могут ли киборги считаться людьми? Как выглядит общество, в котором трансгуманизм — реальность? Интеллектуально насыщенный боевик поднимает важные для человечества философские дилеммы.

19) A Plague Tale: Innocence (2019)

Asobo\Focus Home Interactive

1348 год, Франция, Аквитания. Последние годы царствования первого короля из династии Валуа, Филиппа VI, на дворе — Столетняя война с англичанами и второй год “Чёрной смерти”, эпидемии бубонной чумы, убившей в Европе 30% населения. Девушка-подросток из дворянской семьи де Рун, Амисия (в прекрасном исполнении юной Шарлотты МакБёрни) становится свидетелем убийства её отца солдатами Инквизиции. Веря, что её мать также погибла, она бежит из замка, спасая своего младшего брата, Уго, похищение которого и было целью нападения на родовое гнездо. Помимо Амисии и её брата, а также иных персонажей-людей, героями игры являются… крысы. Вернее, полчища крыс — до пяти тысяч штук в кадре. Борьба с ними — основная механика игры. Брат и сестра пробираются через кишащие грызунами подвалы старой церкви, спасаются от них на полях отгремевших битв, совершают побег из британского плена, обрастают друзьями и союзниками — ведь за ними всё ещё идёт охота, ибо в наследии рода де Рун есть один мрачный мистический секрет. Хотя в первую очередь — это история любви и ответственности старшей сестры перед младшим братом, подкупающая своей беззаветной искренностью. И ещё отличной музыкой в духе времени от композитора Оливье Деривьера.

Почему средь лучших? В студии из Бордо Asobo работает около 40 человек. И с такими силами и с небольшим бюджетом они сделали великолепную игру с первоклассной графикой, добротным сюжетом и персонажами, которым сопереживаешь и за которых волнуешься. Пример, достойный подражания. Браво.

18) Resident Evil 2 Remake (2019)

Capcom\Capcom

Идеальное переосмысление классической игры 1998 года из непотопляемой серии Resident Evil. Сохранив “каноничность” повествования, игра совершенно современная в хорошем смысле этого слова, пускай и рассказывает о событиях конца 90-х. Это по-прежнему нелинейное блуждание по огромному зданию полицейского участка в городке Ракун-Сити. Корпорация биотехнологий “Амбрелла”, разумеется, главный виновник апокалипсиса в отдельном городе. Из-за своей коллекции вирусов, которую она не умеет хранить. Femme fatale Ада Вонг (Джолин Андерсон) — снова в красном платье. По-прежнему две сюжетные компании, одна — длиннее, вторая — короче. Пользователь сам выбирает, какой быть какой. Главных героев, как и раньше, двое. Это новобранец полиции Ракун-Сити Леон Кеннеди (Ник Апостолидес) и студентка Клэр Редфилд (Стефани Паниселло). Они оба ведут борьбу с зомби обыкновенными, прыгучей сволочью-зомби, известной как “лизуны”, и вынуждены постоянно удирать от “Тирана” — био-оружия “Амбреллы” в виде огромного неубиваемого мужика.

Почему средь лучших? Кого удивишь игрой (да хоть чем-то?) про зомби в 2019 году? Но Resident Evil 2 Remake смогла. Все старые механики были переписаны, теперь в ней общепринятый вид из-за плеча от 3-го лица, новый графический движок. И при этом — это всё тот же по духу Resident Evil 2. Японцы умеют это: сохраняя Традицию, двигаться вперёд.

17) Outer Wilds (2019)

Mobius Digital\Annapurna Interactive

Ааа… Мммм… Как же начать-то? Короче, это “День Сурка”, но только в космосе. И вы — инопланетянин с собственным межпланетным кораблем. И ещё здесь есть Тайна, но, чтобы её разгадать, у вас будет мало времени. 22 минуты, если быть точным. Потом ваша солнечная система взорвётся вспышкой сверхновой. И вы очнётесь в том же самом месте, чтобы начать цикл заново. На новые 22 минуты. Самое ценное, что есть в этой экосистеме — это информация, которую необходимо добывать, чтобы понять смысл Тайны и разорвать порочный круг. К счастью для главного героя, его корабль быстр и почти удобен в управлении, а планеты системы достигаются легко. К несчастью для главного героя, ответы он не сможет получить, исследуя одно-единственное место и общаясь только с его обитателями. У каждого мира есть свои собственные загадки, без которых Тайну — не узнать. Но отчаиваться герою не стоит — собранные сведения добавляются в корабельный компьютер, независимо от того, сколько раз вы умрёте во временной петле. Исследовать больше — планировать больше — познавать больше — и в итоге добиваться всего побольше — вот девиз игрока в Outer Wilds.

Почему средь лучших? Жизнь в рамках 22-х минутного цикла поначалу кажется проклятием, пока игрок не понимает, насколько же внутренне логична эта история. И как безукоризненно фрагменты головоломки стыкуются друг с другом. В “День Сурка” пытались многие, но добивались единицы, и студия Mobius Digital сделала образцовую историю в этом жанре этого поколения.

16) Ghost of Tsushima (2020)

Sucker Punch\Sony Interactive Entertainment

Желающие смогут прочесть целую статью Вашего покорного слуги о сем произведении.

Почему средь лучших? А где ещё быть самой красивой игре поколения? Ещё и достойной преемнице лучших самурайских фильмов Акиро Куросавы, перенесённой и реализованной в отличном от кинематографа медиа-формате.

15) Prey (2017)

Arkane Studios\Bethesda Softworks

Всяк в неё игравший знает — нельзя доверять кружкам. В их форме может таиться мимик — самый мелкий представитель иной формы жизни, заполонившей Талос-1, космическую научную станцию на орбите Луны, где разворачивается действие Prey. Мимики бывают и в виде бутылок вина или механических деталей, стульев и даже пистолетов. И они могут пребольно укусить. В этой альтернативной вселенной Джон Ф. Кеннеди счастливо избежал пули убийцы в Далласе, СССР не распался, хиппи не случились, космическая экспансия человечества продолжалась. До встречи с тифонами. Обладающая широчайшим спектром паранормальных возможностей раса (телекинез, пирокинез, телепортация и десяток других) лишена зеркальных нейронов. Поэтому тифоны в принципе не способны к эмпатии или даже осознанию того факта, что люди — нечто большее, чем добыча. Главному герою, Моргану/Морган Ю (пол выбираете сами), необходимо вспомнить как можно больше о себе, прокладывая дорогу через отсеки Талоса-1 и открытый космос оружием и способностями, которые он/она постепенно получает по ходу игры. И сюрпризы только начинаются.

Почему средь лучших? Дух классической научной фантастики 50-60-х годов прошлого века с её верой в прогресс в Prey дышит полной грудью, расцветая в эстетских антуражах ар-деко станции Талос-1. Ностальгически, познавательно, красиво, история захватывающая. А ещё есть гипсо-пушка!

14) Life Is Strange (2015)

Dotnod Entertainment\Square Enix

Истории прощания с детством редко бывают про леденцы на палочке. И потеря невинности — это не про первый секс. Возращение в Аркадиа-Бэй, штат Орегон, город детства, для Максин Коулфилд (Ханна Телль) оборачивается не только встречей при трагических обстоятельствах с лучшей подругой детства, некогда прилежной отличницей, а ныне синеволосой панкотой Хлои Прайс (Эшли Бёрч). Макс обретает сверхъестественную способность переписывать время. Буквально на несколько минут. Так она оказывается в эпицентре детективной истории, где смешивается и травля студентки-христианки за вирусное видео с её участием, и исчезновение в городе молоденьких девушек. И в ходе этой драмы её детство проходит. Сейчас это редкость, когда отношения между главными героинями имеют ярко выраженную “сексуальную подложку”, при этом не выглядя надуманными моды ради. Нет, всё так могло вполне быть (к тому же, игроки сами решают, углубляться ли им в эту сюжетную линию). К сожалению, слава и похвалы со стороны прогрессивной общественности погубили талант создателя Life Is Strange Жан-Люка Кано как автора. И вторая часть серии в 2018 году была посвящена страданиям мексиканских детишек в США при “Трампе кровавом” (и получилась на редкость пустой и напыщенной политагиткой). 

Почему средь лучших? Серьёзно, это одна из лучших игр поколения по атмосфере, грамотному повествованию, раскрытию персонажей, игре актрис Ханны Телль и Эшли Бёрч.

13) Bloodborne (2015)

FromSoftware\Sony Interactive Entertainment

Успех идеолога и режиссёра японской студии FromSoftware Хидетаки Миядзаки покоится на таких двух китах как 1) атмосфера и 2) превозмогание. Атмосфера в его играх всегда густо мрачнейшая. Враги — как на подбор, лютости и паскудности повышенной. Их, тварей этаких, игрок может убивать буквально днями, и когда, наконец, такой монстр издыхает, то празднуют это уже всей семьёй — превозмогли! Миядзаки честно признаётся при этом, что “люди думают, что я не люблю сюжеты, которые сами раскрываются игроку. На самом деле, я просто не очень хорошо умею писать такие сюжеты для своих игр”. Святая правда. Но в лучшей игре студии — Bloodborne он как-то сумел обойти это препятствие, и сюжетная структура появилась-таки. Атмосфера стала ещё гуще, уже совершенно лавкрафтовской, в антуражах викторианского неоготического города Ярнам, где жители превращаются в чудищ из-за эпидемии. Главный герой, Охотник, собственно, охотится на переродившихся горожан и ещё кучу всего неприятного, пытаясь разгадать секреты как мора, так и самого Ярнама. Превозмогание же осталось как прежде, на высочайшем уровне. Как говорится, “тот жизни не видал, кто Отца Гаскойна не бивал”.

Почему средь лучших? Грамотно созданная атмосфера иногда не менее ценна, чем сюжет, и игры от FromSoftware и Хидетаки Миядзаки доказывали это раз за разом. А с сюжетом стали ещё лучше. Недаром на свою ещё не вышедшую игру Elden Ring Миядзаки пригласил сценаристом Джорджа Мартина. Да-да, Того Самого.

12) Resident Evil 7: Biohazard (2017)

Capcom\Capcom

Именно с Resident Evil 7: Biohazard началась перезагрузка серии. “Семёрка” стала возвращением, так сказать, к тёмным пугающим истокам. Дело сие обставили наилучшим для жанра образом. Исчезнувшая жена главного героя. Её поиски в задрипанной дыре где-то в Южной Луизиане. Болота, и на них сумасшедшая семейка Бейкеров. Восстающий с надоедливой регулярностью из покойников папа. Паукообразная мама. Сынуля-маниак. Жаждущая сбежать из этого неестественного дурдома дочурка. По поместью бродит куча мутантов-“плесневиков” гадкого нрава и вида. Нашедшаяся, наконец, супруга главного героя при встрече отчекрыжила любимому руку бензопилой. Но не стоит из-за этого переживать — конечность успешно вернули на место при помощи степлера. Помимо основной игры, у неё есть два сюжетных дополнения, и герой второго из них голыми руками валит мутантов и самодельными копьями (из того самого и палок) — аллигаторов, а для поправки здоровья жрёт сколопендр. Красота, да и только.

Почему средь лучших? Если без лирики, то Resident Evil 7: Biohazard заслуженно является постоянным гостем в списках лучших игр в жанре horror всех времён и народов. И, безусловно, одной из лучших игр десятых годов — вне зависимости от жанра.

11) Uncharted 4: A Thief's End (2016)

Naughty Dog\Sony Interactive Entertainment

Между своим артистическим триумфом, оригинальной Last of Us (2013 год), и разочарованием поколения Last of Us Part II (2020 год) команда студии Naughty Dog под руководством Нила Дракмана выпустила завершающую часть ещё одного своего знаменитого проекта — серии Uncharted. Приключения современного авантюриста и искателя древних сокровищ Нэйтана Дрейка (Нолан Норт), его наставника и соратника Виктора “Салли” Салливана (Ричард МакГонагл) и супруги Дрейка, Елены Фишер (Эмили Роуз) подошли к своему завершению. Перед тем, как состоялось это завершение, главному герою сотоварищи предстояло найти потерянную коммуну пиратов Либерталию на Мадагаскаре, в поисках сокровищ легендарного корсара Генри Эйвери. А также: бежать из панамской тюрьмы, узнать кое-что о потерянных родственниках, самим поиграть в видеоигру, выжить при разрушении обвалившегося собора и горящего парусного корабля, совершить сотни прыжков, от которых ёкает в желудке, и перебить кучу вооруженных до зубов наёмников. А! Ещё Дрейка ограбит лемур.

Почему средь лучших? Несмотря на то, что постановкой первых трёх частей Uncharted занимался совсем другой человек, новому режиссёру, привнося собственное видение, удалось сохранить их дух, и на достойно эпической ноте попрощаться с “наследником Индианы Джонса” и его командой, создав одну из лучших существующих ныне приключенческих игр. 

10) What Remains of Edith Finch (2017)

Giant Sparrow\Annapurna Interactive

Если после и этого опыта/переживания кто-то скажет, что видеоигры не могут быть искусством, то это либо чистой воды отрицание действительности из-за упрямства, либо честный искренний снобизм. Эта история, в первую очередь, о семье. Вернее, об её гибели. Пересказана она через череду комнат в огромном поместье, которое обходит последняя выжившая из этой некогда большой семьи людей талантливых и одарённых — Эдит Финч. Все комнаты были опечатаны после смерти их обитателей. И их жизни (внезапно оборвавшиеся в детстве или долгие и полные ярких событий) раскрывают предметы, оставшиеся после владельцев: от дневников и фотографий до пустых клеток для птиц и игрушек. Ещё в этой истории о семье есть поверье о фамильном проклятии, которое якобы оставляет в живых лишь одного ребенка в поколении. Сразу стоит оговорить — What Remains of Edith Finch это не мистический триллер или “ужастик”, нет. Это “зверь” более редкой породы — случай магического реализма. Причём очень поэтичного. Не зря, если приглядеться, в одной из комнат можно обнаружить томик Борхеса. И ещё одно — эти “рассказы мертвых” получились очень живыми. И невозможно не проникнуться глубоким искренним сочувствием к трагедии семьи Финч. И к самой Эдит.

Почему средь лучших? Режиссёр и сценарист проекта — Йен Даллас, обладает особым даром и мастерством рассказчика. Он очень поэтично вдохнул жизнь в предметы в игре, заставил их говорить ясно и громко, а затем сплёл всё это в целостную картину, которая обращается как к разуму, так и чувствам. У Йена Далласа может быть большое будущее — он истинный поэт интерактивной музы.

9) Death Stranding (2019)

Kojima Productions\Sony Interactive Entertainment

Нет, всё-таки это не симулятор курьера “Почты России”, уж извините. Последний по времени проект самого знаменитого творца в отрасли, к которому намертво приклеился ярлык гения, Хидео Кодзимы, это рефлексия на тему Смерти, которая пришла в мир буквально — как форма антиматерии. Большая часть населения погибла, причём каждая смерть сопровождалась разрушительным взрывом. Выжившие живут в “узлах” по 60-80 тысяч человек максимум, а также в семейных бункерах. Обычно носа из них не кажут. И вот тут-то стоит особо подчеркнуть ключевую концепцию Death Stranding для мэтра — вся человеческая культура выстроена на идеях “палки” и “верёвки”. Первая отгоняла от людей врагов. Вторая — связывала разрозненное воедино. И эта игра — про “верёвки”. Главный герой — Сэм Бриджес (Норман Ридус, звезда сериала “Ходячие Мертвецы”) — курьер и доставщик, через дожди и пургу (а они здесь “темпоральные” — ускоряющие течение времени) и искорёженные пейзажи, где живут либо озлобленные призраки, либо поклоняющиеся грузам карго-культисты МУЛ-ы, тянущий коммуникационную сеть между разрозненными поселениями. Связывает их в новое общество. И это лишь фон для той интриги, что развернётся перед игроками. 

Почему средь лучших? Сложно собрать в несколько предложений все те идеи, что Кодзима щедро разбросал по всему сюжету. Замечательно, что хотя бы раз в два-три года выходят такого рода нетривиальные проекты, да ещё в такой занимательной форме как “философский экзистенциальный пошаговик о жизни земной и загробной”.

8) Control (2019)

Remedy\505 Games

Финский писатель, поэт, сценарист Сэм Лейк является в игровом мире в некотором смысле аналогом Дэвиду Линчу в мире кинематографа — сюрреалистом, который пытается заглянуть в изнанку мироздания. А финская же студия Remedy уже 25 лет воплощает его идеи в жизнь, став “родителями” для первых двух частей неонуар-серии Max Payne и мистического триллера Alan Wake. И для нового творения Сэма Лейка — игры Control. Джесси Фейден (Кортни Хоуп), героиня, прибывает в “Старейшее здание” — брутальной архитектуры небоскреб в Нью-Йорке. Но, как говаривали в сериале Твин Пикс, “совы не то, чем кажутся” — “Старейшее здание” оборачивается Мировым Древом в облике многоэтажки для удобства восприятия современным человеком. В нём резиденция Федерального бюро Контроля (ФБК) — секретной правительственной организации США по изучению паранормального. В Здании полным ходом идёт вторжение демонического “Шипения” (Hiss). Оно проявляет себя как звуковой резонанс, уничтожающий личности сотрудников ФБК, превращая их в послушных рабов. Предыдущий директор Бюро кончает жизнь самоубийством, и Джесси занимает его место, подобрав “Служебное оружие” (живой пистолет, меняющий форму, атрибут должности). И теперь ей предстоит вернуть контроль — в самом широком смысле этого слова.

Почему средь лучших? Каждая игра Лейка и Remedy — это и событие, и арт-объект. Количество идей в Control вызывает уважение. Подраться с одержимым часами якорем вам больше нигде не дадут. Плюс — бюрократическая машина, работающая со сверхъестественными объектами — сама по себе интересная тема, тут ещё и раскрытая более чем достойно.

7) Dishonored 2 (2016)

Arkane Studios\Bethesda Softworks

При всём уважении к авторам, историю, рассказанную здесь, можно было с лёгкостью сделать гораздо лучше и оригинальней. Но вот вселенная Dishonored — дело иное. Альтернативный мир, где существует Империя Островов, и где вместо нефти используется китовая ворвань, место внутренне логичное и похвально непротиворечивое. Может быть, это вообще в числе самых достоверных стимпанк-проектов современности. Забавные взаимоотношения в треугольнике Религия-Наука-Магия, к примеру: крупнейшая религиозная организация, Аббатство Обывателя, посвящена борьбе с местным божеством, Чужим, преследует суеверия и всецело поддерживает научный прогресс. И есть у игр серии Dishonored всеми ценимая составляющая: десятки возможных вариантов прохождения любого эпизода, от “буйного” до совершенно незаметного. И у подобного подхода даже своя этика. Играете ли вы за свергнутую сверхъестественным узурпатором императрицу Эмили Колдуин (Эрика Латтрелл) или за её отца, Корво Аттано (Стивен Расселл), героя первой части серии, чем больше убийств, тем мрачнее мир вокруг вас, в нём множится зло — долг и ответственность правителя здесь не шутка. Всю Dishonored 2 вообще можно пройти без единой жертвы.

Почему средь лучших? Помимо уже названных достоинств, стоит отметить: прекрасный общий дизайн и дизайн всех уровней по отдельности, игровые механики — оригинальны и уникальны. Вселенная Dishonored 2 вообще всегда старается быть “где-то рядом с совершенством” во всём.

6) God of War (2018)

Santa Monica Studio\Sony Interactive Entertainment

Кто бы мог подумать, что у перезапуска этой серии, после начальной трилогии игр, в которых главный герой без всяких сценарных изысков перерезал всё, что двигалось на олимпийском пантеоне, окажется такое солидное артистическое настоящее? Переселившийся на окраину Валгаллы и скальдических мифов древнегреческий бог войны Кратос обзавёлся новой семьёй, женой и сыном, хотя повествование начинается с момента, когда вышеупомянутая супруга умирает. Вся дальнейшая история — это рассказ о том, как отец и сын пускаются в странствие, чтобы доставить её прах на высочайшую вершину средь всех миров. Кратос перестал напоминать, по меткому выражению одного отечественного публициста, героя “порнухи с сюжетом”. Теперь это персонаж сложный, соответствующий своей запутанной судьбе. Практически не знакомый с собственным сыном. Их приключение и стало такого рода знакомством, союзом и дружбой — среди схваток с драконами, ограми, мёртвыми героями, валькириями и парочкой громовержцев местного пантеона из Асгарда. Героический эпос — вещь сложная для любого медиа, будь то кино, будь то видеоигры. Но Santa Monica Studio с этой задачей справилась блистательно. 

Почему средь лучших? Всё реже и реже критики и играющее сообщество сходятся во мнении. Практически единодушные высокие похвалы от обоих лагерей в случае God of War заслуженны — это практически идеальный блокбастер от Sony, где сошлись коммерческий успех и искусство рассказчиков. Его будут приводить в пример ещё долгие годы.

5) Disco Elysium (2019)

ZA/UM\ZA/UM

Самый сложный случай для краткого (или вообще) описания героев нашего хит-парада. По причине отсутствия реальных аналогов. Disco Elysium — это интерактивный психологический роман в жанре детектива, буквально так. Роман в игровой форме, причём с огромным объёмом информации о мире, его религии, политике, героях. Нечто подобное есть во вселенной Dishonored 2, кстати, но тут это реализовано просто на качественно ином уровне. 99% игр предлагает герою накопление навыков и способностей, будь то бой или сверхъестественные умения, например. Disco Elysium предложит своему “читателю” развитие его внутреннего мира и аналитических способностей. И, э, “коллекцию мыслей и рассуждений”, применимую к окружающей обстановке — the Thought Cabinet. Его использование — это также и способ найти в этих мыслях потерявшегося самого себя, скрытые воспоминания. Дело в том, что действие романа начинается с того, что безымянный (поначалу) детектив просыпается в гостиничном номере, не помня о себе ничего, но вынужденный с этой самой амнезией разгадывать тайну повешенного на заднем дворе отеля человека. Да ещё и в компании с очень специфическим напарником. Ни одна другая игра не достигла даже приблизительно такого уровня в описании “реальности сознания”, как Disco Elysium.

Почему средь лучших? Ощущения действительно как от чтения хорошего романа, который захватывает и не отпускает до самых последних страниц. Если бы Нобелевская премия по литературе не скатилась в ничтожность политической агитации, членам комитета стоило бы подумать о новой категории для наград — почин вот есть.

4) Nier: Automata (2017)

PlatinumGames\Square Enix

Хотя нет, есть ещё один, вот этот, очень сложный случай для описания. Может ли игровой классикой стать выглядящий на поверхности сугубо стандартным японский проект action/RPG про андроидов и роботов? Где главная героиня выглядит как царица грёз затейников, мечтающих побыть покорными рабами для своей госпожи? В чёрном бельишке, да ещё и с мечом? Режиссер Nier: Automata Йоко Таро сделал всё это специально: с целью “оптического обмана” своих игроков. Они считают, что всё поняли? И тут он такой им “разззз!”. И всё поменялось. Завязка сюжета кажется (ой как кажется…) также довольно стандартной. В очень далеком будущем остатки человечества таятся где-то на Луне. Они покинули свою родную планету из-за инопланетного вторжения, которое никак не закончится. Создали андроидов, таких как 2B и 9S (главные герои игры), чтобы сражаться с машинами инопланетян на планете. Прохождение игры длится 15-20 часов. Они заканчиваются, и тут выясняется, что всё только начинается. Есть ещё четыре основных прохождения — та же история, но рассказанная с другого ракурса и точки зрения. Где выясняется, что роботы могут быть поклонниками экзистенциализма Жана-Поля Сартра и пацифизма. А игроки должны понять, как выглядит их собственное представление о человечности, что же это такое и что они готовы во имя его совершить. Или нет. И добавьте в этот список открытий ещё с десяток-другой иногда потрясающих воображение пунктов. 

Почему средь лучших? Очень сложно описать историю о любви в мире, где, по идее, нет её биологических носителей; со сложной повествовательной структурой и постоянным экспериментом с методами её представления. И при этом создатели Nier: Automata справились со всем вышеназванным на твёрдую пятёрку.

3) Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (2015)

Kojima Productions\Konami

Завершающая часть знаменитой интерактивной саги Хидео Кодзимы, начатая им ещё в 1987 году, должна была стать и артистическим триумфом для мэтра, и тем узлом, что свяжет воедино все разрозненные сюжетные линии во всех частях произведения. Вышедшая за рамки приличий внезапная публичная война издателя, японской компании Konami, со своим самым знаменитым режиссёром (и самым именитым режиссёром игровой индустрии из Японии в принципе) закончилась тем, что Кодзима был изгнан с работы. Игру издали явно недоделанной — пусть и с логичным финалом и интригующим “тайным финалом”. “Большой Босс” (Кифер Сазерленд), легендарный солдат и наёмник серии, мечтающий создать для воинского сословия собственный дом, маленькое государство, где оно не будет зависеть от прихоти политиканов, очнулся в госпитале после нескольких лет в коме. На дворе — 1984 год. И чтобы начать воплощать свою мечту в жизнь, “Большой Босс” проводит череду операций, в Афганистане и на анголо-заирской границе. У легенды — тьма врагов, включая самых могущественных и странных. И чтобы выжить как самому, так и солдатам-побратимам, ему придётся победить их всех. 

Почему средь лучших? Сюжет развивается на фоне “лингвистической” мистерии о происхождении человеческой речи благодаря особому виду паразита. Это позволяет превратить практически любой существующий язык в биологическое оружие. А главный герой может воровать для вербовки сотрудников (а также технику и животных) при помощи скоростного воздушного шара. Фантазия Кодзимы кажется безграничной.

2) The Witcher 3: Wild Hunt (2015)

CD Project Red\CD Project

Ещё одна завершающая часть ещё одной знаменитой интерактивной саги по мотивам не менее знаменитой книжной эпопеи польского писателя Анджея Сапковского. Про ведьмака — профессионального охотника-мутанта на чудищ, мерзких видом и нравом, Геральта из Ривии — но всё это уже как-то даже неудобно писать, ведь любезный российский читатель знает об этом ничуть не меньше. Даже таксисты на родных просторах уже кричат в пробках “шевелись, Плотва!”. Итак, наш герой, тот самый Геральт из Ривии, ищет и находит свою любимую, чародейку Йеннифэр из Венгерберга, чтобы уже вместе искать свою де-факто приёмную дочь — Цири. В своем путешествии Геральт должен встречаться с важными свидетелями странствий Цири, выуживать из них информацию, сражаться с разнообразными монстрами и погружаться в историю земель, по которым идёт его дорога. Каждое решение, которые принимает Геральт, и исход самых важных бесед заметно влияют на ход игры. Помимо основной истории есть десятки дополнительных и два очень больших дополнения, и повествование в них ничуть не хуже.

Почему средь лучших? Огромный “живой” мир славянской мифологии, где хаты поселян сменяются болотами с агрессивной нечистью, а те — многолюдными городами, где кипят интриги сильных мира сего, а в тёмных подворотнях водится нечто пострашнее кикимор. И замечательная литературная составляющая, которая заставит плакать и смеяться, основа, принёсшая заслуженную всемирную славу как Сапковскому, так и игроделам из CD Project Red.

Почётное упоминание: Half-Life: Alyx (2020)

Valve\Valve

На заре уходящего поколения виртуальная реальность казалась блестящим будущим, которое уже где-то за углом, и игры на экранах доживают свой день. Забавно. Сегодня это нишевый продукт, с относительно небольшой аудиторией и довольно ограниченным числом достойных игр. Собственно, Half-Life: Alyx — единственная пока игра, которая заслуживает того, чтобы ради неё нацепить на голову шлем виртуальной реальности. Во-первых, потому что это Half-Life. Мы не много чего слышали о самой знаменитой серии игр с 2007 года, когда вышел дополнительный Эпизод 2 к Half-Life 2, а третий, заключительный, так и не увидел свет. Во-вторых, когда за дело берётся разработчик с практически неограниченными ресурсами в лице корпорации Valve, следует ожидать чего-то грандиозного в плане реализации. Оба пункта в данном случае работают на ура. История не подвела. Речь идёт о событиях между действиями оригинальной Half-Life и второй части. Земля уже захвачена межпланетной империей Альянса, но Цитадель в Городе 17 только строится. Вместо Гордона Фримана — Аликс Вэнс. Девушка ищет своего отца, захваченного силами Альянса, но доищется до грандиозного финала, перевернувшего с ног на голову мифологию вселенной. Сделано всё это на наилучшем техническом уровне, и с точки зрения графики ничего более внушительного для шлемов VR просто нет. Идеальное сочетание всех частей произведения.

1) Red Dead Redemption 2 (2018)

Rockstar Studios\Rockstar Games

В некотором смысле играть в Red Dead Redemption 2 сродни чтению романов Джека Лондона. Или игре в них? Это прощание с Америкой прошлого. В случае с игрой — с Америкой Дикого Запада, вернее, с мифом об этом странном месте и не менее странном времени, с легендой о неограниченной свободе, символом которой стали благородные (и очень даже не очень) разбойники и изгои вне закона. Предыстория к оригиналу 2010 года, в ней речь идёт преимущественно о событиях года 1899, о последних днях существования последней великой банды с Дикого Запада — “Голландца” Ван дер Линде и о жизни и судьбе её участника, Артура Моргана. Артур сейчас — самый прописанный и самый живой персонаж во всём мире видеоигр. Точка. Случившееся с ним игрок эмоционально переживает как трагедию с лучшим другом из жизни. Редко, ещё очень редко когда потенциал интерактивного повествования демонстрировался бы настолько полно, как в этой игре. Сделав свой прощальный поклон первому (с хвостиком) веку существования США, вернее, одному очень яркому эпизоду из американской истории того периода, Rockstar Studios, явственно или нет, прощаются и с нынешней Америкой, которая всё более обращается мифом. 

Почему же лучшая? В ней есть практически всё. Как минимум, всё, что могло бы пригодиться джентльмену с особенным прошлым в 1899 году. Охота. Рыбалка. Сны под бескрайным звёздным небом в прериях. Салуны. Ограбление поездов и казино. И обретение чести и достоинства человеком, твёрдо намеренным искупить свои грехи и понимающим, что он неуклонно становится призраком в мире живых. Прощай, Артур Морган. Farewell.

Никита Куркин

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

Вам также может понравиться

4.2 6 голосов
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии