Фильм “На острие” глазами профессионала

Туше или клише?
Кадр из фильма "На острие"

Уже больше года я находился в состоянии трепетного ожидания — был проанонсирован выход на широкий экран первой российской спортивной драмы, посвящённой фехтованию. Ковидиада наложила свой отпечаток на эту историю: премьера состоялась на 8 месяцев позже — только 26 ноября. Я шёл на этот фильм со смешанными чувствами. С одной стороны — вот оно! Наконец-то будет показано фехтование со всеми возможностями современного кинематографа. С другой — очень опасался, что “выстрел”-то окажется холостым — снова случится проходное (в лучшем случае) кино с нелепым сюжетом и кривой картинкой. Увы, многие недавние “шедевры” отечественного полного метра давали основания для подобных страхов.

И вот — премьера состоялась. В этом коротком обзоре я постараюсь описать своё впечатление от фильма — удалось ли авторам нанести точный укол — туше — или же остаться сугубо в рамках клише постоянно повторяющихся штампов кинолент о спорте. Внимание! В тексте есть намёки на спойлеры.

Туше!

Надо признать — фильм мне понравился. Разумеется, больше всего я ждал фехтовальных сцен — и они не разочаровали. Авторам кино удалось не просто красиво показать фехтование — а именно продемонстрировать особенности спортивного фехтования на саблях. Предполагаю, что подавляющему большинству зрителей не так уж и важно, насколько точно спортсменки на экране действуют в соответствии с правилами — скорее важна яркая и красивая картинка, удачные кадры, подчёркивающие наиболее драматичные эпизоды каждого боя. Всё это в фильме есть. Но особенно приятно, что несмотря на требования кинематографа, авторам всё же удалось остаться в рамках реальности — пожалуй, нет ни одного момента, который бы резал глаз. Это именно современное сабельное фехтование — пусть и расцвеченное некими гиперболами, без которых, конечно же, не получилось бы ярких сцен. Отдельной похвалы заслуживает то, что поединки — не просто красивые вставные номера, а полноценная часть драматургии фильма. Режиссёр использовал бои как художественный приём, призванный продемонстрировать зрителю изменение характера персонажа.

Кадр из фильма "На острие"

Клише!

Ну что тут сказать: сюжет фильма не блещет оригинальностью. В сущности, это ещё одна история о маститом чемпионе, поющем свою лебединую песню, и молодом претенденте, локтями расталкивающем всех на дороге к пьедесталу почёта. Клише в фильме достаточно — и “тяжёлое детство” одной из героинь, и нравственный конфликт тренера и ученицы, и травма перед соревнованиями… Встречаются откровенно лишние сцены, отсутствие которых никак не повлияло бы на сюжет. Не обошлось и без откровенно дурацких эпизодов — это касается, в частности, “самообороны” одной из героинь. Некоторые сюжетные линии представлены откровенно слабо — и здесь в первую очередь следует сказать о процессе становления команды. В начале фильма проскакивают очевидные намёки на то, что внутри сборной есть проблемы, и отголоски этого проскальзывают на протяжении всего экранного времени, намекая на возможный конфликт — как вдруг в конце всё становится резко (и непонятно, почему) хорошо — команда оказывается сплоченным организмом. Все подробности этого процесса оказываются за кадром, и зрителю остаётся только гадать — как и когда произошёл качественный перелом ситуации?

Кадр из фильма "На острие"

И всё-таки туше!

Выискивать недостатки картины можно достаточно долго. И закончить всё фразой: “да в реальности так вообще не было и быть не могло никогда”Но, признаться, не хочется. Потому, что кино вышло добротным, красивым и захватывающим. Чтобы фильм было интересно смотреть, важна не оригинальность сюжета как такового, а развитие персонажей в рамках истории. И вот с этим, на мой взгляд, сценаристу и режиссёру удалось справиться на “отлично”. Перед нами — живые люди, со своими достоинствами и недостатками, подверженные соблазнам и стоящие перед нравственным выбором. Герои действуют не в вакууме: удачно решены роли второго плана — каждый персонаж находится на своём месте, подчёркивая поступки и развитие характеров двух героинь-соперниц. Также важно, что авторам удалось уйти от таких, увы, излишне популярных тем в кино, как политика и криминал. Да, возможно, нам показывают слишком идеальную модель спорта — но ведь в кино иногда хочется пойти не затем, чтобы на тебя вылили очередное ведро чернухи, а наоборот, посмотреть на что-то по-настоящему красивое. Ну и особой похвалы заслуживает то, что данный фильм напоминает нам о славных страницах наших спортивных побед — отправной точкой для создания картины послужил российский финал в сабельном турнире на олимпиаде в Рио-де-Жанейро в 2016 году, когда в борьбе за олимпийское золото сошлись две наши соотечественницы — Софья Великая и Яна Егорян.

До моего сердца создателям фильма однозначно достучаться удалось. Так и хочется процитировать шекспировского Озрика:

Удар! Удар всерьёз!

Сергей Мясищев

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on skype

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

Вам также может понравиться

5 9 голосов
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии