Последний довод королей

О фильме Кристофера Нолана “Довод”, 2020
Кадр из фильма "Довод" | Warner Bros. Pictures

— У меня степень по физике!
— Значит, тебе будет проще.

“Довод”

Как известно, в прокатную судьбу этого двухсотмиллионного фильма безжалостно вмешалась эпидемия ковида. Первоначально он должен был выйти на экраны 17 июля, однако из-за эпидемии его премьеру несколько раз переносили, а потом и вовсе отложили на неопределённый срок.

Но всё когда-нибудь заканчивается, поэтому фильм всё же увидел свет.

Не вполне понятно, зачем отечественные локализаторы перевели название как “Довод”, в то время как оригинальное название фильма  “Tenet”, знаковое слово из знаменитого средневекового заклинания-палиндрома “Sator Arepo tenet opera rotas” (“Пахарь Арепо поворачивает плуг”), которое одинаково читается как с начала, так и с конца. В принципе, переводчики прыгнули выше головы, подобрав соответственное русское слово из пяти букв, в обе стороны читающееся одинаково. Вот только для чего была проделана такая кропотливая работа — совершенно непонятно; мне как-то трудно представить, чтобы фильм под названием “Довод” оказался коммерчески успешнее фильма под названием “Тенет”. Да ещё и новый фильм Нолана, который уже приучил публику ко всяким непонятным философским штукам в своём творчестве.

Тем более что внутри картины само заклинание раздёргано на составляющие, причём эти осколки возникают неоднократно: фамилия главного русского антагониста — Сатор, фамилия одного из действующих лиц — Арепо, а компания по беспошлинной перевозке и хранению культурных ценностей называется “Ротас”. Прямо как в той старой рекламе с Распутиным: “А если вы поворачиваете этикетку, я вам подмигиваю!”

Нолан старательно подмигивает нам, чтобы мы оценили, что он тоже знает это заклинание, что он такой же, только без хвоста; а если эту фразу вдруг не знаем мы — ничего страшного. “Довод”, как и “тенет” в оригинальном кино, не означает ровным счётом ничего, кроме кодового слова. Вполне можно смотреть и даже понять смысл фильма, и не обладая сакральным знанием. И это ещё раз к вопросу о полной бессмысленности русскоязычного перевода названия, который к тому же нивелирует авторскую задумку.

На сегодняшний день это, пожалуй, лучший фильм Нолана. Как зрелище он великолепен: отлично поставлен с участием хороших актёров, и в нём очень есть на что посмотреть. Многие простецы из публики жалуются после просмотра, что ближе к концу якобы уже совсем запутались, кто на ком стоял; но это, по-моему, не соответствует действительности. Давно уже не было у Нолана такого во все стороны продуманного и понятного фильма. А вот многие из прежних реально стоило смотреть с карандашиком, чтобы не запутаться в сюжетных линиях.

Парадоксы сюжета фильма “Довод” Кристофера Нолана

Поскольку режиссёр завоевал массовую славу как тонкий художник и певец необычного, объясняемого достижениями науки, совершенно не удивительно, что новое кино снова о таком же. Теперь Нолана заинтересовало явление временной инверсии — контрамоции. Некие злодеи, орудием которых является русский торговец оружием, используют в своих грязных делах странные инверсированные боеприпасы — которые сначала наносят ущерб, а лишь затем в первозданном виде вщёлкиваются в оружейные магазины. Да и вообще преступникам, знающим, чем закончится тот или иной инцидент, очень выгодно порой жить в обратную сторону — прекрасно зная, к чему всё идет, и используя это важное знание в прошлом. Спецслужбы полагают, что это означает смертельную войну со злоумышленниками, которые скрываются от возмездия в будущем. Матёрый спецагент берётся найти ходы к оружейному барону через его жену, даже не подозревая, что понемногу это задание станет его личным делом…

Кадры из фильма «Довод» | Warner Bros. Pictures

Совершенно завораживающей выглядит сцена, в которой две роты спецназа добиваются одной цели — но одна из них действует в настоящем времени, а вторая — в инверсированном, то есть для неё все события происходят от конца к началу. Причём если для первой необходимо выполнить задачу, то для второй общая задача уже выполнена, и её цель — без особых потерь вернуться к месту высадки, что тоже не так просто. При этом обстрел по ним ведётся как в нашем направлении времени, так и в обратном. Здания, разрушенные из гранатомётов одной группой, восстают из праха для другой, и так далее. Такого любопытного безумия мне ещё не попадалось.

Нолан вновь выступил сценаристом для своего фильма, постаравшись закольцевать в сюжете “Довода” все торчащие концы. И всё-таки некоторые торчат совершенно непристойным образом. Скажем, не очень понятно, каким образом будущие поколения намерены побороть свои экологические проблемы, развернув время вспять и уничтожив тем самым своих собственных дедушек. Единственная мотивация этому более чем странному поступку, которую я услышал — “Они в это верят”. Ну, допустим. Но почему религиозные взгляды, основанные на вере во что-то малопонятное, становятся официальной причиной перезапуска течения времени для людей трезвомыслящих? Внятного ответа на это я не получил.

Злобных потомков из будущего мы в фильме так и не увидим — активно действуют только их современные нам инвертированные эмиссары. При таких вводных не исключено, что и вся история про злобных потомков — просто фейк. Но все персонажи охотно в неё верят со слов совершенно посторонних людей, и ведут себя так, словно это свято доказанное утверждение.

Ребёнок главной героини играет одну из центральных ролей в сюжете. Для мотивации героини он очень важен и является причиной сюжетообразующих поступков. Но нас с этим трогательным подростком не знакомят, что непременно сделал бы любой режиссёр рангом пониже, ему не дают произнести ни слова, его вообще показывают только издали. Как сопереживать этому незнакомцу в таких условиях, совершенно непонятно.

Вообще, как демонстрируют другие фильмы Нолана, с детьми он особо не ладит и изображать их не любит. Как правило, это не плохо и не хорошо — за исключением того единственного фильма, когда это совершенно необходимо.

В общем, смотреть новый фильм Нолана стоит. В целом это качественный боевик, если не отвлекаться на раздражающие мелочи и нестыковки, приведённые выше. Как отдыхательное зрелище он более чем приемлем; а если учитывать, что он, в отличии, допустим, от многочисленных “форсажей”, ещё и несколько приподнимает праздного зрителя за шиворот над обыденностью и привычной системой координат, так и вовсе хорошо весьма.

Это тот Нолан, которого все мы знаем и любим — снова принципиально нерешаемые психологические парадоксы “Мементо”, “Начала”, “Престижа” и “Тёмного рыцаря”. Хотя в этот раз режиссёр, пожалуй, решил несколько пощадить мозги зрителя и снял нечто, больше похожее на традиционный фантастический боевик с оружейными баронами и “девушками Бонда”. Но сделал это, по своему обыкновению, блистательно.

Автор рецензии на фильм “Довод” 2020 года — Василий Мидянин

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on skype

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

Вам также может понравиться

3.6 9 голосов
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии