«Матрица: Воскрешение», или Зачем вернулся Нео

Последняя громкая кинопремьера 2021 года

Время на чтение: 5 минут

— Оффтопил я ваш сиквел франшизы!

 («Матрица: Воскрешение»)

— Что, всё так плохо?!

— Нет. Всё гораздо хуже.

(«Матрица: Воскрешение»)

 

Совершенно чеканные формулировки, не правда ли? Так прямо и просятся в эпиграф рецензии о новом опусе. Недаром их в отношении фильма не использовал еще только ленивый критик вроде меня.

Но нет, на самом деле всё совсем не так плохо. В реальности приведенные цитаты свидетельствуют лишь о том, что с чувством юмора и самоиронией у девушки Ланы Вачовски (которая выпустила первую «Матрицу», еще когда была мужчиной по имени Ларри) все в порядке. Ведь нужно быть совсем уж непроходимой дурой, чтобы не понимать, что такие сочные нажористые фразы непременно будут немедленно растащены на цитаты критиками, воображающими, что они умнее всех.

И такие фразы явно были вставлены в фильм специально, дабы их растащили критики, воображающие, что… А девушку Лану Вачовски дурой назвать трудно, ибо первую «Матрицу» она таки поставила – с сестрой, которая в тот момент еще была братом. Согласен, трудновато назвать рациональной смену пола (тем более что на современном этапе полноценная операция в этом направлении совершенно невозможна – из мужчины реально создать лишь жалкий инвалидный эрзац женщины, и наоборот), но этот причудливый невроз, активно поощряемый на Западе – пожалуй, из того немногого, что реально можно поставить Лане в укор насчет мыслительного процесса. В коммерческом плане голова у нее работает прекрасно

matrix_resurrections

Лилли Вачовски в возрождении франшизы участвовать не стала. Что ж, такую принципиальность можно только приветствовать. Поучаствовавшая же Лана оторвалась не только в отдельных фразах, демонстрирующих ее скептическое отношение к происходящему, но и в сюжете. Восстановленный Матрицей Нео (красиво постаревший, но все тот же Киану Ривз) теперь крутой разработчик крутой суперпопулярной игры «Матрица»; Тринити (красиво постаревшая, но все та же Керри-Энн Мосс) – случайно встреченная им дама в возрасте. Нео чувствует к ней некое необъяснимое влечение, но у нее муж и двое детей (какое коварство Матрицы!)

Киану Ривзу в его возрасте, конечно, трудно уклоняться от пуль, красиво выгибаясь назад, поэтому теперь он отражает их воздетыми руками, как Иисус, противостоящий мексиканским бандидос. Нет, решение красивое – но раньше-то он выгибался, породив новую моду в спецэффектах. Теперь же нет. Тут тонкость.

И от Нео требуют четвертую часть игры, делать которую пребывающему в творческом кризисе автору совсем не хочется. Но ведь бабло же! Контракты рухнут!!! Так и видишь, как от госпожи Вачовски требуют четвертую часть кино, благо и «Звездные войны» перезапустились, и «Терминатор», и «Охотники за привидениями», а «Матрице» уже давно пора. При этом страждущая госпожа Вачовски сделала всё, чтобы абсолютно все поняли, как же ей не хотелось, как ее заставляли бесчеловечно – но она профессионал, а если на горизонте маячит Большое Бабло, профессионал обязан сделать над собой усилие и выдать качественный продукт, даже если ему больно или не хочется. Ради публики, как это называлось в прошлом веке у цирковых артистов.

В целом же кино определенно построено на ностальгии по первой трилогии, в основном по первому фильму – некоторые сцены буквально покадрово повторяют классические, из первоисточника. И тот, кто после этого скажет, что новое кино было выпущено не для того, чтобы состричь с фанатов некоторое количество банкнот, а для того, чтобы заставить их задуматься о всяких философских вопросах, пусть первым бросит в меня камень.

В четвертой части имеет место одна важная подробность, которая определенно необходима для правдоподобного развития сюжета, но у зрителя вызывает лютую оторопь. После финального подвига Нео в прошлой серии люди, живущие вне Матрицы, сумели договориться с некоторыми машинами и теперь живут с ними душа в душу как дружелюбные союзники. Нет, понятно, что рано или поздно повстанцы обязаны прийти к тому, чтобы попытаться перепрограммировать терминатора, что по-другому ничего не получится, слишком велика диспропорция в силах, но с точки зрения продюсеров это всегда рискованный трюк: зритель смотрит франшизу именно как противостояние людей и машин, поэтому дружественные машины имеют хороший шанс остаться непонятыми.

У Кэмерона во втором «Терминаторе» получилось убедить публику в необходимости и рациональности благого киборга-убийцы. У Вачовски, по-моему, не очень. Боевые роботы-бабочки, имеющие интеллект, разительно отличающийся от человеческого, послушно подчиняются людям и вообще ведут себя как игривые котята. Я понимаю, что такое круто с коммерческой точки зрения, но вообразить подобных роботов в реальности не в силах.

Продолжение франшизы и всякая ностальгия, конечно, были бы немыслимы без Морфеуса и агента Смита. Увы, прославивших эти образы Лоуренса Фишборна и Хьюго Уивинга в фильме нет, а их роли исполняют молодые и энергичные, но довольно средней руки актеры. Матрица ведь виртуальный мир, в ней возможно что угодно – даже поменять внешность исполнителю любой роли. Даже по-прежнему заставлять его играть, если он уже умер, как продемонстрировали нам в одном из вбоквелов «Звездных войн» мофф Таркин в исполнении покойного Питера Кушинга, или новые «Охотники за привидениями», где вновь играет уже скончавшийся Гарольд Рэмис.

По-моему, замена не вполне адекватная: именно матерая кабанистость Морфеуса и придавала образу убедительности. Может быть, в этой роли действительно был бы хорош субтильный паренек; но тогда его именно так и следовало раскручивать с самого начала. Пока же новый Морфеус в сложившийся образ персонажа не вписывается и аудитории малопонятен. Увы, это совсем другой человек, и он мало чем напоминает прежнего Учителя Праведности.

matrix_resurrections

Официальная версия гласит, что старых мустангов не пригласили на старые роли, потому что в их возрасте дожития им было бы тяжко участвовать в трюковых сценах. Однако, как говаривал в подобных случаях классик, есть нюансы. Скажем, Фишборн в интервью отмечал, что создатели новой «Матрицы» вообще не связывались с ним насчет исполнения классической роли, не уточняли, способен он вернуться к ней или нет. Такое возможно только в том случае, если создатели изначально не планировали участие актера в своем фильме.

И тут настает время домыслов о нюансах. Как известно, Фишборн очень сильно повздорил с дочерью, ушедшей в порноиндустрию. Практически сказал, что у нее больше нет папки. А такие речи совершенно недопустимы в обществе Ланы Вачовски, отважного трансгендера с передовыми взглядами на то, что каждый человек имеет право самостоятельно распоряжаться собственным телом. Надо полагать, именно так грязный шовинист Фишборн, который совсем не выглядит дряхлым в своих текущих работах, и потерял роль Морфеуса. Как известно, демократия – это когда говорят и действуют демократы, а не так чтобы любому можно было лепить что попало.

Если же отбросить эти неизбежные на современном Западе шовинистические разборки и назойливый косплей первоисточника, новый фильм совсем даже не безобразен. Беда в том, что я никогда не рассматривал «Матрицу» как некое философское откровение, которому непременно нужно поклоняться и кадить. Для меня она всегда была просто весьма удачным фантастическим боевиком. Мне никогда не были близки Ричард Бах и Пауло Коэльо, которые разжевывали старые прописные истины из всемирно известных древних трактатов до совершенно коллоидного состояния.

С «Матрицей» у меня случилась примерно такая же история, как и с Коэльо. Когда хочется философии, мне вполне достаточно притчи Платона о тенях на стене пещеры, на каковой притче построены практически все современные космогонии, в том числе и «Матрица». Полагать, что данное кино произвело какое-то философское откровение – столь же наивно, как верить, что «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» или «Алхимик» перевернули вверх дном весь мировой мыслительный процесс. Увы, все их философские идеи встречались в мировом культурном пространстве гораздо раньше, в количестве и ассортименте.

А вот многочисленные кинозрители, которые трубят теперь о предательстве идеалов, определенно рассматривали идеи «Матрицы» как совершенно новые и мессианские. С моей же точки зрения, новая «Матрица» столь же неплоха, как и первая. Как блокбастер и боевик. По крайней мере, правильных спецэффектов там не меньше. Однако судя по многочисленным критическим разборам, зрителю мало зрелища, ему еще и почирикать охота.

Финал отечественные критики уже окрестили торжеством феминизма, хотя какой там, к монахам, феминизм, когда Король и Королева равноценны на этом шахматном поле? Скорее там имеет место уже давно навязший в зубах и слегка заветренный тезис, излюбленный до полусмерти в советском кино – о том, что настоящая любовь превозмогает всё-всё, любые козни противников, любых монстров и даже Смерть; но подан этот трюизм красиво, не отнимешь.

Если же отвлечься от идеологии, то эффектный финал совсем не плох – со множеством спецназовцев, фейковой семьей Тринити и грандиозной игрой на доверие с модератором Матрицы: а как же этому сукину сыну не доверять, если больше у Нео не осталось ровно никаких вариантов?

 

Василий Мидянин

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on skype

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

4.8 4 голосов
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии