“Я не ставлю перед собой задачи один за одним выпускать коммерческие хиты”

Сценарист Дарья Грацевич — о сиквеле “Холопа”, рассказе доктора Быкова и сексе в карете
Фото из архива Дарьи Грацевич

Фильм Клима Шипенко “Холоп” стал самой кассовой российской картиной, собрав в прокате более 50 миллионов долларов (в рублях, особенно с учётом его недавнего падения, сумма выглядит совсем уж неприличной). При этом “Холоп” продолжает гордо шествовать по планете — недавно права на его показ купила крупнейшая китайская платформа iQiyi.

Сегодня в гостях у Fitzroy — сценарист фильма-рекордсмена Дарья Грацевич.

Юрий Бурносов: Я понимаю, как замучили вас вопросом “В чём секрет успеха Холопа?”, потому задавать его не стану. Спрошу о другом: как вообще родилась идея “Холопа” и долго ли пришлось её пробивать?

Дарья Грацевич: Идея “Холопа” родилась в 2011 году. Мы с соавторами — Антоном Морозенко и Дмитрием Пермяковым — работали сценаристами и креативными продюсерами на сериале “Интерны”. Мы придумали серию, где доктор Быков пишет про своих интернов рассказ в духе Чехова, где действие происходит в XIX веке. Затем мы поехали на съёмки в одну из подмосковных усадеб, и там нас очень повеселила картина, как актёры, сидя в исторических одеждах, обсуждают футбольный матч и марки машин. По пути со съёмок мы стали “разгонять”, где ещё могла бы быть такая сцена, и как-то незаметно вышли на идею воспитательного реалити-шоу для мажора.
Я не могу сказать, что все эти годы мы прям уж “пробивали” эту идею. Компания, в которой мы все работаем, Comedy Club Production, не занималась на тот момент производством фильмов, никто в этом не был даже заинтересован. Поэтому мы пытались подать идею как пилот сериала, но это никого не заинтересовало. Мы всерьёз вернулись к этому проекту только в середине 2016 года — решили написать сценарий фильма просто так, без заказа, в надежде, что всё-таки кто-то им заинтересуется. А в 2017 году уже подавались с ним в ФК совместно с YBW. Я из этого делаю такой вывод: идею можно было носить по продюсерам еще лет пять. Но как только появился первый драфт сценария, всё очень быстро завертелось.

Ю.Б.: Вы на проекте выступили не только как сценарист, но и как креативный продюсер. На что вы в итоге влияли, чем конкретно занимались?

Д.Г.: На производстве фильма это мало чем отличается от функции “шоураннера” на сериале. Мы с Антоном и Дмитрием принимали участие в обсуждении кастинга, предлагали кандидатуры артистов, готовили сценарий к съёмкам. Потом ребята ездили на съёмочную площадку. Лично я не ездила: когда авторов трое человек, это слишком много — мы бы только мешали друг другу. На площадке царил, разумеется, режиссёр — Клим Шипенко. Но ребята могли что-то подсказать, поменять реплики, убрать что-то из сцен, вместе решить, что оптимизировать из-за нехватки времени или неподходящей погоды. После этого мы также принимали участие в финальной приёмке монтажа и в утверждении музыки.

Ю.Б.: На главную роль с самого начала планировался Бикович, или рассматривались другие кандидатуры?

Д.Г.: На главную роль был проведён большой кастинг. Кандидатура Милоша всегда рассматривалась, но он был очень занят в других проектах. В итоге, когда все сошлись на нём, съемки пришлось даже сдвинуть на сентябрь под его график.

Фото из архива Дарьи Грацевич

Ю.Б.: Одним из самых прикольных поворотов в фильме является, конечно же, “нашествие татаро-монголов”. Подозреваю, что на такой трэш решились не сразу — или мелочиться с самого начала не собирались? Не думаете ли вы, что история с татаро-монголами выставляет героя совсем уж дурачком, или это этакая печальная констатация реалий “поколения ЕГЭ”?

Д.Г.: Нашествие монголо-татар мы придумали как раз практически сразу, именно как юмористический момент, подчеркивающий историческую недостоверность проекта и необразованность мажора. Я в этом никакого особенного трэша не вижу. В тот момент, когда появляются татаро-монголы (в третьей трети фильма), зритель уже любит героя и не изменит своего мнения о нём, так что этот поворот нужен не для характеристики героя совсем уж дурачком или не совсем уж дурачком, а для выхода на финальную развязку. Ну и это очень смешно и зрелищно, а для нас это всё-таки было самым важным.

Кадр из фильма "Холоп" | Централ партнершип

Ю.Б.: В вашей фильмографии есть и комедии, и драмы. Пока, конечно, сильнее всего выстрелила комедия — “Холоп”. Но что вам ближе? И есть ли жанры, в которых вы работать бы заведомо не взялись?

Д.Г.: Я много лет проработала на ситкомах. Душа, конечно, больше лежит к драме. Но вообще никакой жанр в своём исполнении не представляю без юмора. Думаю, что не взялась бы делать боевик или экшен. Вообще, обхожу стороной “мужские” истории (даже смотреть их не люблю). Хотя не очень-то на них и зовут, если честно.

Ю.Б.: Одной из зрительских претензий к фильму была сцена в автомобиле (где мажор недвусмысленно намекает на оральный секс), которую некоторые сочли неподходящей для возрастного рейтинга 12+ (если честно, я тоже немного удивился). Считаете ли вы, что “Холопу” повезло с рейтингом, и как вообще относитесь к возрастной классификации фильмов?

Д.Г.: А что значит “повезло” с рейтингом? Фильм же его не в лотерею выигрывает. Есть же какая-то комиссия, которая это решает. Я знаю, что к финальному монтажу “Холопа” была претензия не к этому моменту в машине, а к сцене секса в карете. Монтаж изменили, чтобы фильм получил рейтинг 12+. Что касается сцены в начале, я согласна, что получилось слишком резко. Этот момент мы недавно обсуждали с соавторами, вспоминая, что у нас были другие варианты начала и другие варианты сцены перед клубом. В итоге — стремясь максимально ужать все городские сцены до деревни — мы решили показать мерзость мажора быстрее и резче. И в данном случае это было неправильным решением.

Кадр из фильма "Холоп" | Централ партнершип

Ю.Б.: Не могу не спросить, планируется ли сиквел “Холопа”. Я понимаю, насколько это заманчиво коммерчески, но история выглядит абсолютно завершённой. Или нет?

Д.Г.: Сиквел “Холопа” планируется. Продолжить историю будет нелегко. Ещё сложнее будет не пойти на поводу у разнообразных ожиданий и сделать такую историю, которая снова будет нравиться нам самим. Но мы постараемся.

Ю.Б.: Не опасаетесь ли вы, что теперь от вас как сценариста будут ждать исключительно “сценарии на три миллиарда”?

Д.Г.: Не опасаюсь. Я не ставлю перед собой задачи один за одним выпускать коммерческие хиты. Я вообще хочу делать только то, что мне нравится. Идея “Холопа” была старой любимой идеей, которую просто хотелось реализовать много лет. То, что к ней приложилось три миллиарда сборов, просто приятный бонус, не более. В моей жизненной стратегии, надеюсь, это ничего не поменяет.

беседовал Юрий Бурносов

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

0 0 оценка
Оцените статью
Подписаться
Уведомление о
0 Комментариев
Inline Feedbacks
View all comments

Вам также может понравиться