Сериал “Этерна”: оружие и изнанка кино

Как историческое фехтование и внучка Толкина связаны с сериалом
Кадры со съемок сериала "Этерна"
Кадр со съемок сериала

Редакция нашего журнала неуклонно следует за съёмочной группой сериала Отблески Этерны, общаясь с актёрами, сценаристами и продюсерами. Киносъёмки — это паззл из бесчисленного множества деталей, от подбора актёров и выбора локаций, до дизайна эфесов мечей. Казалось бы, погружаясь во все мелочи, есть риск утонуть в них с головой, но нельзя же писать о костюмированном сериале, обходя стороной доспехи и оружие. Тем более, что подготовке боевых сцен в “Этерне” уделяется особое внимание.

Сегодня Fitzroy Magazine предлагает своим читателям интервью с двумя мастерами-оружейниками — Михаилом Даньшиным и Виталием Грызловым: о клинках, секретах профессии, антураже и об историческом фехтовании.

Михаил Даньшин: “Я был спецназовцем эпохи Ренессанса”

Стас Литвинов: Михаил, давай начнём с небольшого знакомства с нашими читателями. Как ты попал в проект “Отблески Этерны” и чем в нём занимался?

Михаил Даньшин: Меня позвали коллеги по движению исторической реконструкции. Тусовка небольшая, тем более по нужному нам периоду — семнадцатому веку — человек 500 на всю страну. Поэтому собирали всех готовых. А наш клуб при Тольяттинском государственном университете считается довольно крупным: 15 хорошо укомплектованных и подготовленных людей. Конечно, нас пригласили статистами на съёмки. Помимо этого, я изготавливал шпаги для сериала.

С.Л.: В каких сценах вы снимались?

М.Д.: На проекте я был со своими орлами частью массовки. Нас можно увидеть и в тизере — ищите парня в доспехах и с двуручным мечом — и в батальном сражении первой серии.

С.Л.: А шпаги? Они сделаны по конкретным источникам, или это специально разработанный дизайн?

М.Д.: Шпаги в сериале не реконструкция ни разу. Скажем так — это массогабаритные макеты. Была задача сделать в кратчайшие сроки клинки для актёров, чтобы это было близко по внешнему виду и габаритам оригиналам начала XVII века. И в то же время, чтобы люди без специальной подготовки смогли ими пользоваться. Сами клинки из специальной рессорно-пружинной ударопрочной стали, закалённые на серьёзном крупном заводе. Эфесы из более мягкой конструкционной стали, ведь к клинкам на реконструкции не предъявляется таких серьёзных требований в плане прочности/износостойкости, а наши должны гнуться и восстанавливать форму не хуже спортивных рапир, поэтому требования самые высокие. Не даром продукция моей мастерской получает самые хорошие отзывы от клиентов по всему миру, от Тайваня до США и от Дании до Австралии. Я ведь по основной профессии инженер, после окончания ТГУ работал на заводе, и уже через пару лет стал начальником бюро специального режущего и зуборезного инструмента.

С.Л.: А как ты вообще пришёл к реконструкции и изготовлению клинков?

М.Д.: Это выросло из моего хобби. Ещё в молодости я начал заниматься ролевым фехтованием, потом увлёкся HEMA.
Сначала мы покупали клинки из-за границы, потом начали заказывать у разных кузнецов, и в итоге я пришёл к тому, что начал делать их самостоятельно. Я руковожу клубом HEMA при Тольяттинском государственном университете, и сначала делал клинки строго для клуба. Потом развернул производство на Россию, потом на мир…

HEMA (Historical European Martial Arts) — исторические боевые искусства Европы

Кадры со съемочной площадки «Отблесков Этерны»

С.Л.: Тогда давай поговорим о HEMA. Чем тебя привлекает это направление, как оно сочетается с реконструкцией?

М.Д.: Довольно сложно рассказать об этом в интервью, HEMA — это целый мир. Я увлёкся изучением фехтовальных трактатов, историческое фехтование строится именно на них. Но надо понимать, что трактат — не руководство к действию. Как невозможно научиться драться по самоучителю карате, так и исторические книги надо интерпретировать и применять на спортивных турнирах. На мой взгляд, HEMA — самое что ни на есть историческое боевое искусство. Даже наши правила очень близки к настоящему бою на холодном оружии. Т.е. мы имеем все прелести боевого искусства — превозмогание, адреналин, технику и прочее, но при этом мы не калечим противника, и по большому счёту этим боевым искусством может заниматься практически любой человек. На Западе, кстати, среди моих заказчиков очень много людей преклонного возраста, но они очень активно этим всем занимаются и получают удовольствие. В Англии один из самых известных бойцов HEMA — внучка Толкина. Она занимается историческим фехтованием несмотря на то, что полностью слепа.

С.Л.: Тогда прокомментируй сцены фехтования в Отблесках Этерны. В социальных сетях активно обсуждалась сцена дуэли, в которой Рокэ Алва перехватывает клинок рукой.

М.Д.: Сам я снимался в батальной сцене, и работа в строю, с исторической точки зрения, была поставлена очень грамотно. Отдельные сцены по фехтованию тоже неплохи, вполне в духе трактата Сальватора Фабриса. Что касается озвученной сцены с перехватыванием клинка: с рапирой так редко работают, а вот с длинным мечом есть много приёмов. Тема рапирного фехтования мне близка, могу даже назвать себя экспертом, и в технике Фабриса тем более разбираюсь. Так вот, в той дуэльной сцене нет ничего фантастического. Так тоже можно работать, а при наличии плотной кожаной перчатки ты даже не поранишь руку.

С.Л.: Расскажи о батальной сцене, в которой ты снимался. О том, как проходили съёмки, и о своём костюме.

М.Д.: Прошлой осенью под Москвой снимали битву при Рейнквахе. Я был пехотинцем первого ряда, “мастером меча” в духе XVI века. Они должны были усиливать строй пикинёров и прорывать оборону противника, прикрывать фланги — такой спецназ эпохи Ренессанса. Ведь двуручным мечом можно работать как на открытом пространстве, так и в полуокружении и даже в плотном строю. Поэтому “мастера меча” получали двойное жалование, ведь порой они были незаменимы.
Так вот, сами съёмки были очень суровые! Три дня по десять часов рассекать в стальных доспехах — нелёгкое испытание, тем более под дождём, а последний раз — ещё и под первым снегом. Под конец съёмок у меня сводило и плечи, и спину, а самих себя мы шутливо сравнивали с солдатами испанской короны во Фландрии.

Кадры со съемочной площадки «Отблесков Этерны»

С.Л.: Да, я сам был на тех съёмках и был очень впечатлён! А как тебе сама книга?

М.Д.: Признаюсь, не читал. Когда есть свободное время, читаю исторические трактаты по фехтованию. Но в основном продвигаю свое детище — мастерскую по производству клинков, и, конечно, свой клуб.

С.Л.: А в чём, по-твоему, секрет популярности HEMA в России?

М.Д.: Думаю, причины те же, что и во всём мире. У людей растёт интерес к холодному оружию, фестивали реконструкции и видеоигры его только усиливают. Многие видят в историческом фехтовании куда более интеллектуальное боевое искусство, нежели, например, в боксе. У нас занимается много музыкантов, дизайнеров, инженеров, ведь фехтование — это своего рода шахматы. Твоя задача в переигрывании противника. К тому же, изучение исторического фехтования невозможно без любви к военной истории. HEMA напрямую связано с исторической реконструкцией и living history, с пошивом костюмов и поездками на фестивали. Всё это в комплексе и есть залог популярности.

С.Л.: И в заключение, что ты думаешь о сериале?

М.Д.: Планка задана очень высокая. Сейчас практически нигде нет правильного исторического фехтования XVII века. XVIII и позже сколько угодно, а вот длинные рапиры XVII века — это просто Terra incognita для кинематографа, абсолютно нетронутый пласт. Я делал репосты отдельных кадров сериала в социальные сети, и многие мои друзья, в том числе из-за границы, были очень заинтересованы постановкой и техникой. Видно, что продюсеры буквально горят любовью к истории. Так что среди людей увлекающихся сериал точно будет популярен. К тому же, в сценарии хорошо выдержан баланс между боевыми сценами и интригами — это должно зацепить любого зрителя. От себя желаю успехов в съёмках и показах, пора открывать новую страницу в мировом кино.
А напоследок покажем небольшое видео техники работы с двуручным мечом по трактату Фигуйредо. Снято с первого дубля!

Виталий Грызлов: “Действительно качественная постановка поединков!”

Стас Литвинов: Виталий, добрый день! Спасибо, что нашёл время на интервью. Как ты попал в проект “Отблески Этерны”, и чем там занимался?

В.Г.: Примерно как Билл Мюррей на баскетбольную площадку на матч “Space Jam”: “Режиссёр мой знакомый”. Шутка.
На самом деле как-то давно некие “заезжие господа бретёры”, зашедшие на улицу Оружейников и заглянувшие в мою мастерскую, заказали несколько шпаг на потеху своей души. А совсем недавно оказалось, что эти же господа теперь выступают идейными вдохновителями проекта Отблески Этерны. Видимо, понравилась моя работа, и меня решили взять в команду, где я изготавливаю оружие для героев сериала.

С.Л.: Тогда пару слов о проекте. Ты читал книгу?

В.Г.: Читал приквел (“Пламя Этерны”  прим. Fitzroy). Интересный мир, увлекательная история, куча вопросов и интриг. Заинтересовал фэнтезийный мир, где не мечи и луки, а шпаги и мушкеты, такое редко встретишь. А фэнтези я люблю!

С.Л.: Что скажешь об отснятых сценах сериала?

В.Г.: Меня поразил трейлер сериала, прекрасные типажи главных героев. Особенно впечатлили реалистичные декорации и костюмы. А в один прекрасный день, когда привёз очередную партию шпаг и кинжалов на съёмочную площадку, я имел счастье лицезреть магию кино в действии: то самое режиссёрское “ТИШИНА НА ПЛОЩАДКЕ, СЪЁМКА!”

С.Л.: А постановка боёв?

В.Г.: Что касается боёв, то я впервые за долгое время увидел в отснятых отрезках действительно качественную постановку поединков: не спортивное фехтование и не банальное “голливудское” мордобитие.
Вообще, в сериале очень много элементов из реальной истории Европы и это здорово.
Это касается и костюмов, и вооружения, и фехтования. Принцип красоты функциональности в действии. Сцены боёв интересны тем, что это реальная функциональная техника для достаточно тяжёлых настоящих клинков, а не непонятные выдумки с использованием облегчённых спортивных шпаг.
Именно поэтому, когда разрабатывался дизайн оружия, то мы (команда Этерны при моём участии) опирались на реальные экземпляры сохранившиеся в музеях, частных коллекциях и выставляющиеся на аукционах. Почему так зацепили сцены поединков? Потому что сам практикую Исторический средневековый бой.

Исторический средневековый бой (ИСБ) — вид спорта, включающий полноконтактные сражения с использованием защитного и наступательного вооружения, характерного для европейского средневековья. ИСБ является спортивной составляющей движения исторической реконструкции, но, в отличие от показательных сражений, проводящихся на реконструкторских фестивалях, бои ИСБ идут в полный контакт, судятся спортивными арбитрами — маршалами — имеющими специальную подготовку и опыт участия в боях.

Кадр со съемочной площадки «Отблесков Этерны»

С.Л.: Расскажи об оружии, какой период, какая страна? Это реконструкция?

В.Г.: За основу брались реальные европейские экземпляры XVII века. Для каждого из героев делался комплект “шпага-дага” (кинжал для левой руки при фехтовании шпагой, — прим. Fitzroy). Разрабатывался отдельный дизайн, гербовые элементы: где-то это ворон, где-то кабан или лошадиная голова. Ни эфесы, ни клинки не походят один на другой и не повторяются, ведь их владельцы тоже очень разные люди.
Основной особенностью изготовления этого оружия была сложность эфесов. В их изготовлении использовались техники резьбы по металлу, глубокой гравировки, травления, рейзинга и золочения, а также для каждого комплекта делался свой набор литья: где-то только для ножен, где-то  и для ножен, и для фигурных наверший. Как говорится, Дьявол кроется в мелочах, а в отличие от клинка, эфес состоит из сплошных мелочей. Честно говоря, такая штучная работа нравится мне гораздо больше, чем поточное производство клинков для ИСБ, ведь я, как мастер-оружейник, считаю это настоящим оружейным искусством.

С.Л.: А как ты вообще пришёл к изготовлению оружия?

В.Г.: Сначала я пришел в ИСБ и начал изготавливать оружие для себя. Затем бойцам, с которыми тренировался. Дальше заработало “сарафанное радио”: выезды в другие города и вопросы “а где сделал?”, “а такой сделать сможешь?” и т.д. Так хобби потихоньку переросло в основную работу.
За годы производства появились эталоны клинков практически для всех видов боёв: определённые длина, толщина, вес, баланс и прочее. Одним из основных направлений деятельности является производство дешёвых и практичных клинков. По желанию заказчика я могу без проблем увеличить вес, удлинить, укоротить, придать любую форму, взять за основу дамаск или медицинскую сталь  любой каприз, как говорится. Основная масса изделий направлена на бойцов ИСБ. Приходят и замечательные ребята, штудирующие фехтбуки  они уже не первый раз массово заказывают у меня очень разные двуручные и полуторные мечи дивной красоты, а также парни (и девушки!) из ЛХ-направления реконструкции и арт-фехтования. Много заказов приходит на шашки и сабли от казаков, но с моим обязательным условием отсутствия заточки. И особую популярность последнее время набирают т.н. фамильные мечи с гербом семьи и индивидуальным дизайном и реплики из фильмов, особенно из Властелина Колец.

Кадры со съемок сериала "Этерна"
Кадры со съемок сериала "Этерна"

С уверенностью могу сказать, что никто не может знать оружие лучше, чем сам боец, кем я, собственно, и являюсь. Я бьюсь своим же оружием, постоянно модернизируя производство. Знаю не понаслышке все правила допусков всех видов соревнований. Периодически мне приходится самому советовать заказчикам, какое оружие и с какими параметрами лучше будет сделать для необходимых ему целей. И заказчики мне в этом плане доверяют и потом благодарят. Я не могу просто бросить клиента и спустя рукава сделать заказ, получив деньги,  главное для меня, чтобы моё изделие достигло нужных целей, поэтому я выясняю, для чего оно предназначено, и мы вместе с каждым клиентом оптимизируем заказ под его нужды. Наверное, такое отношение вкупе с высоким качеством изделий и является залогом того, что уже в течение долгого времени я вооружаю лучших бойцов мира, и уже свыше 10 лет мои мечи побеждают в Европе, Австралии и Новой Зеландии, Азии и обеих Америках.

С.Л.: Направлению Исторического Средневекового Боя мы посвятим отдельную статью, но расскажи, в чём твой интерес к этому спорту?

В.Г.: ИСБ тем и отличается от остальных контактных единоборств, что здесь идёт работа оружием в полный контакт. В любом другом виде прикладных единоборств при работе с оружием есть куча условностей и ограничений. У нас же большая часть этих рамок отсутствует из-за наличия доспеха. Думаю, это и привлекает всё больше и больше людей в цепкие руки ИСБ.
А если в целом, то мне по статусу положено интересоваться ИСБ: как руководителю регионального отделения крупнейшего и сильнейшего российского ИСБ-клуба 
Берн, а также бессменному капитану Медвежьей Пяди  одной из лучших ИСБ-команд с мировым именем, победителей многих крупных международных турниров и многократных призёров Чемпионата Мира по ИСБ Битва Наций.

беседовал Стас Литвинов

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

Вам также может понравиться

4.6 19 голосов
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии