Голливуд и советское кино: соревнование двух систем

Что общего между «Унесенными ветром» и «Войной и мир»?

Время чтения: 5 минут.

Двадцатый век подарил миру мощнейший толчок для развития одного из самых невероятных видов искусства — кинематографа.

Как и в борьбе за покорение космоса, СССР соперничал с “условным Голливудом” — назовём так американское и европейское кино — за самые интересные съёмки, исходя из технических возможностей того времени. Конечно, масштабы американских прокатов и бюджетов не могли сравниться с отечественными, но там, где дело касалось идей, конкуренция шла на равных.  

Киноискусство является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.
Киноискусство является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

Что не так с идеальными героями?

Для начала давайте возьмём любой американский классический боевик, будь то “Терминатор” с Арнольдом Шварценеггером или “Апокалипсис сегодня” с Мартином Шином. Абсолютно разные фильмы объединяет наличие ключевого героя. В голливудской классике всегда есть один конкретный персонаж, который исключительно благодаря своим талантам и ловкости спасает мир, не забывая по ходу дела приласкать сногсшибательную красотку.

В советском кино так было не принято. Тут всегда есть система, общество — разумеется, советское, самое прогрессивное в мире, — и герои могли победить только все вместе и общими усилиями. Каким бы ни был враг и какая бы опасность не грозила героям. Порой такой “опасностью” выступала не покорённая до конца природа — например, целина, на которую отправлялся Иван Бровкин и под веселые песни выполнял пятилетку за день (из фильма “Иван Бровкин на целине”). Даже в знаменитом советском боевике “Пираты ХХ века” ситуация та же: моряки везут груз, на них нападают пираты, но нет одного героя-индивидуалиста, побеждающего негодяев, действует правило “один за всех и все за одного”.

Где снимали?

В конце семидесятых началась эпоха “Звездных войн”. Перед создателем самой великой в мире космической истории, Джорджем Лукасом, встал вопрос: где снимать те или иные сцены с разных планет. Например, эпизод на Татуине снимался не в павильоне, а во вполне себе реальном и настоящем Тунисе. Тунису даже стали поступать угрозы от Ливии, поскольку Песчаный краулер ливийцы приняли за стянутую к их границам военную технику.

Реальная деревня Татуин в Тунисе
Реальная деревня Татуин в Тунисе

В СССР же несколькими годами позднее вышел фильм “Через тернии к звёздам”, который, к слову, получил некоторую известность даже в США. Ситуация была похожая — необходимо было где-то снять пейзажи далекой планеты Десса. Режиссёр остановил свой выбор на Таджикистане, где главным фоном стали горы, но и здесь не обошлось без скандала. На финальном этапе одобрения прилёт землян на другую планету сочли намёком на ситуацию в Афганистане, где в то время был развёрнут “ограниченный контингент” советских войск. Из-за этого некоторые сцены были вырезаны прямо перед премьерой.

Как создавался звук?

При съёмках фильмов особенную роль всегда играли звуковые эффекты. Тут уж каждый режиссёр стремился придумать что-то необычное. Так родился голос Чуббаки, состоявший из рычания моржа, медведя, льва и даже барсука, или звуки светового меча как сочетание повреждённых гулов кинопроектора и кинескопа.

В СССР была распространена и другая оригинальная методика — “бумажный звук”. Благодаря специальной технологии вырезания бумаги и изобретённому кинооператором Николаем Воиновым инструменту “Нивотон” уже к 30-м годам XX века советские кинематографисты могли синтезировать шумы почти любого типа, даже имитируя голос человека.

А что же персонажи и декорации?

По замыслу Джорджа Лукаса, Магистра Йоду из “Звёздных войн” должна была играть обезьяна в маске, что было затруднительно из-за темперамента животного. Во время съёмок фильма “Империя наносит ответный удар” (1980 г.) это была сложно устроенная кукла, для управления которой требовалось сразу несколько кукловодов. И вот незадолго до съёмок очередной сцены кукловод и озвучивший героя Фрэнк Оз умудрился уронить голову Йоды, разбившуюся вдребезги. Создатель куклы отреагировал лаконично: “Мне надо выпить”.

Фото со съёмок "Унесённых ветром"

Тяжело приходилось и операторам. Люди уже ждали необычного и фантастического на экранах, а возможности снять это так же фантастично попросту не было. Многим мастерам киноискусства знаком процесс дорисовывания и накладывания картинок. Съёмки фильма “Унесённые ветром” сами по себе могут считаться отдельной эпопеей, начиная с того, что процесс создания картины затянулся более чем на 5 лет, заканчивая тем, что за роль в этой истории чернокожая актриса (Хетти МакДэниел) получила премию “Оскар” впервые за всю историю кино. Для продюсера проекта, Дэвида Селзника, отдельным кошмаром стал поиск локаций. В фильме идёт речь о войне Севера и Юга, а потому операторам предстояло снимать планы шикарных южных домов с красивыми садами. К несчастью, именно этой роскоши не было в настоящих домах южан, которые когда-то обслуживали тысячи рабов. Тогда съёмочной группой было принято решение ставить на объектив стёклышко с дорисованными фрагментами. Такая методика привела к тому, что большую часть кадров с пейзажами снимали по принципу сегодняшнего хромакея: актёров размещали в пустой местности, а всё необходимое добавляли рисунками.

Нечто подобное произошло и в СССР во время съёмок фильма “Таинственный узник” (1986 г.) В одной из сцен солдаты стреляют по беглецу — всё бы ничего, если бы не решение снимать это в сумеречном освещении. Конечно же, никаких пуль и видно не было. Когда этот момент всплыл на обсуждении уже готовой ленты, руководство Госкино потребовало от директора картины переснять сцену за его счет. Тогда директором и оператором было принято легендарное решение нарисовать пули на плёнке. К слову, руководство осталось довольно.

И кони, и люди, и Кинг-Конг: как снимали массовые сцены?

Самыми знаменитыми массовыми сценами в советском кино можно назвать сражения в экранизации “Войны и мира”. Так, для подготовки сцены, после которой Андрей Болконский любуется небом Аустерлица, понадобилось 150 вагонов — и это только для оборудования. Для съёмок самой сцены потребовалось более 2 000 статистов и артистов массовки.

Если посмотреть на Голливуд, придётся еще раз вернуться к “Унесённым ветром”.

Продюсер Селзник долго размышлял над сценой горящей Атланты, захваченной войсками северян. Изначально не было понятно, где именно устраивать пожар, но здесь вовремя появились лишние декорации. Дело было в том, что после съёмок фильма “Кинг-Конг” остались декорации города, которые надо было разбирать и выбрасывать. Совместив приятное с полезным, создатели “Унесённых ветром” сняли убегающую от войны героиню и охваченную огнём Атланту, по факту действительно сжигая город — но из другого фильма.

Напоследок вспомним самые очаровательные и забавные попытки Голливуда и СССР снять кино друг про друга

На первом месте, конечно же, легендарная “Красная жара” всё с тем же “терминатором” в главной роли. Фильм конца 80-х запомнился несколькими моментами: в частности, Шварценеггер заговорил на русском, правда, с таким акцентом, что его “хулиганов” до сих пор помнят. Лента должна была показывать улучшающиеся взаимоотношения США и СССР после окончания холодной войны.

Фильм “Северная звезда” снимали не просто так, а по просьбе самого президента США Рузвельта. В фильме показана спокойная и хорошая жизнь в украинской деревне до самого начала войны в июне 1941 года. Фильм должен был продемонстрировать американцам СССР с хорошей стороны.

Конечно же, это лишь исключения из правила: обычно в американском кино Россия и русские изображались злобными и коварными врагами. Fitzroy подробно рассказывал об этом в статье “Папа по имени Козел. Почему русские в США всегда злодеи?”

Арнольд Шварценеггер на съёмках фильма "Красная жара"

Но и советский кинематограф преуспевал в своих попытках познакомить нашего зрителя с язвами американской системы. Так, трёхсерийный фильм “Рафферти” Семёна Арановича показывал не только моральную дилемму, но и коррумпированность капиталистического общества, в особенности — взяточничество и работа с мафией.

Фильм “Богач, бедняк…”, который стал вольной экранизацией романа Ирвина Шоу, наглядно демонстрировал не только жизнь мигрантов в США в ХХ веке, но и конфликты между социальными классами и борьбу за “возвышение” над остальными.

Фильм “Братья Рико” (1980 г.) рассказывал об итальянских мафиози в Америке, но включал в себя посыл: быть хитрее и сильнее своих соперников — единственный верный способ выжить в этом мире. Конечно, для советских зрителей это было довольно экзотично, однако меньше чем через десять лет вся страна стала жить по таким правилам.

Анастасия Убрятова

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on skype

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

5 2 голосов
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии