Фестиваль надежды

Грустный праздник в постковидной Венеции
Фото из открытых источников

Несколько дней назад в Венеции завершился очередной, 77-й по счету, Кинофестиваль. О том, что он станет особенным, гадать не приходилось — до этого мы уже видели отменённый смотр в Каннах и переведённый в онлайн-формат фестиваль в Торонто. Венецианцы первыми и пока единственными решились нарушить постапокалиптическое молчание международной фестивальной индустрии. Ещё в июне Лука Зайя, президент региона Венето, в который входит Венеция, торжественно объявил, что в этом странном году Мостра (по-итальянски мероприятие называется Mostra Internazionale d’arte cinematografica) состоится, вопреки всем обстоятельствам. Несмотря на это, вплоть до последнего момента слухи об отмене в 2020 году венецианского кинофестиваля и полного его перевода в онлайн-режим продолжали циркулировать в прессе, а неумолимо растущие цифры вновь заражённых коронавирусом только усиливали эти опасения. За свою долгую историю старейший кинофестиваль мира переживал несколько упадков. Он был полностью отменён во время Второй мировой, с 1943 по 1945 годы, и также не проводился в 1973, 1977 и 1978 годах по причине политических и экономических беспорядков в стране. Ожидать, что он всё-таки состоится в 2020, было сродни надежде на чудо.

Но он состоялся. Хотя и в необычной для него, немного трагичной манере. Радость от того, что Венецианский первым из кинофестивалей будет транслироваться онлайн, и посмотреть фильмы-участники смотра можно будет в разных точках мира, в том числе и в Москве, омрачало чересчур скромное, подчёркнуто аскетичное его проведение в Венеции. Из всемирно известных артистов в этом году на Мостру прибыли только трое, все женщины: Тильда Суинтон, получившая Золотого льва за вклад в искусство, Людивин Санье и Кейт Бланшетт, возглавившая жюри фестиваля. Конкурсная программа также была довольно сильно сокращена, и также большую роль в этом году здесь сыграли женщины — ими была снята половина фильмов-участников Мостры, в отличие от всего трёх “женских” кинолент, представленных в 2019.

Тильда Суинтон, Людивин Санье и Кейт Бланшетт | Фото из открытых источников

Любимый зрителями момент — проход участников по красной дорожке — в этот раз был в прямом смысле спрятан от зрительских глаз — в целях безопасности; дорожка была расстелена за стеной фестивального центра, а немногочисленным пришедшим посмотреть на неё предлагалось полюбоваться на трансляцию на экране. Дресс-код Венецианского кинофестиваля и без того, по сравнению с тем же Каннским, довольно сдержанный, в этом году, казалось, был ещё более скромным: и у дам и кавалеров в нарядах преобладал чёрный цвет. Кроме того, абсолютно все участники церемонии открытия были обязаны проходить по красной дорожке в масках, снять которые разрешалось только на несколько минут фотосессии. “Выкрутилась” одна Тильда Суинтон, вместо медицинской прикрывавшаяся изящной карнавальной маской-бабочкой. В самих залах, как на церемонии открытия, так и на последующих премьерных показах, атмосферу тоже сложно было назвать праздничной. Согласно новым правилам, зрители сидели на удалении друг от друга и обязаны были находиться в масках на протяжении всего времени, что создавало в зале ощущение пустоты и тревоги. Бесплатные кинопоказы, которых всегда так ждут местные любители кино, расхватывающие номинальные билеты на них меньше чем за час, в этом году и вовсе были отменены.

Итоги венецианского кинофестиваля: лучшие фильмы 2020

Что же до программы и итогов 77-го Венецианского Кинофестиваля, то в этот раз фавориты угадывались ещё до начала фестиваля. Ещё до приезда в Венецию Андрона Кончаловского, не посетившего открытие, но прибывшего к премьере, о фильме “Дорогие товарищи” говорили, как о потенциальном лидере киносмотра. Мог ли подумать режиссёр, снимая картину о давних событиях в Новочеркасске, что её премьера таким странным аккордом совпадёт с нынешними протестами в Беларуси? Грустная актуальность темы, бесспорный талант мастера и исполнительницы главной роли, долгая и славная история Кончаловского на Венецианском кинофестивале — всё это позволяло надеяться на то, что картина получит свою награду. Что и случилось. Фильм “Дорогие товарищи” получил Специальный приз жюри. О том, на чьей ещё стороне симпатии киносудей, можно было бы также понять и по фильму, открывшему смотр. Британская актриса Ванесса Кирби, исполнившая главную роль в фильме “Фрагменты женщины”, показ которого дал старт фестивалю, также получила свой приз — Кубок Вольпи за лучшую женскую роль.

Кадры из фильмов: «Дорогие товарищи», «Фрагменты женщины», «Земли кочевников», «Сёстры Малакузо», «Пустошь» и «Китобой»

Премьеру “Земли кочевников”, ставшего главным фильмом 77-го Кинофестиваля, будто нарочно, откладывали на самый последний момент — фильм Хлои Чжао был показан только накануне объявления результатов смотра. И это, и само имя Фрэнсис Макдорманд, заявленное в титрах, уже заранее подогрело интерес к картине настолько, что буквально сразу после премьеры в итальянской прессе появились заголовки о “бесспорном фаворите фестиваля”. Неудивительно, что фильм о немолодой женщине, пустившейся в странствие по американскому Западу в фургоне, получил престижного Золотого льва. Кстати, своеобразие нынешнего фестиваля проявилось и в этом — ни режиссёр, ни актриса на объявление победителей прибыть не смогли, поэтому получали главную награду виртуально — выйдя на сеанс видеосвязи из того самого фургона.

Среди других ярких кинолент, что показали за эти 10 дней в Венеции, были “Сёстры Макалузо” итальянки Эммы Данте, никак, впрочем, членами жюри не отмеченный. Мексиканско-французский “Новый порядок” режиссёра Мишеля Франко, получивший Серебряного льва, победитель программы “Горизонты” — картина “Пустошь” иранского режиссёра Ахмада Бахрами. Отдельного упоминания заслуживает полнометражный дебют российского режиссёра Филиппа ЮрьеваКитобой”. Эта ироничная мелодрама о чукотском парне, влюбившемся в вебкам-модель, победила во второстепенном конкурсе “Дни Венеции”, проходящем в рамках 77-го фестиваля, на котором были представлены фильмы молодых режиссёров.

10 дней фестиваля прошли очень быстро, и на этот раз даже чересчур спокойно. Из-за повышенных мер безопасности часть острова Лидо, отведённая под кинопоказы, казалась вечно пустующей, торжественные банкеты в честь открытия и закрытия свелись к скромным коктейлям, а кинозалы, всё по тем же причинам, были заполнены лишь наполовину. Большой шумихи в прессе, как это бывало в прошлые годы, в этот раз фестиваль тоже не произвёл. И наверное, с точки зрения маркетинга, прибыльности и прочего 77-й Венецианский кинофестиваль можно было бы назвать неудачным, но он действительно стал историческим. Хотя бы потому, что создатели вообще решились его провести после всех событий, что пережила Италия этой весной. И слова венецианца Альберто Барбере, директора фестиваля, наверняка войдут в историю киносмотра: “Мы делаем это для того, чтобы дать надежду. Надежду всей киноиндустрии, всем, кто снимает кино и всем поклонникам этого искусства”.

Анастасия Казенкова

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on skype

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

5 2 голосов
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии