Держитесь подальше от Пермского края!

На канале ТНТ и платформе Premier прошёл спорный, но знаковый сериал “Территория”

Автор этих строк периодически ездит на поезде из Москвы в Новосибирск и обратно. Частично путь пролегает по территории Пермского края, и мы с женой регулярно умиляемся тамошними пейзажами (особенно мил нам Кунгур) и мечтаем как-нибудь туда попасть.

Ну, как мечтаем. Мечтали. Пока не посмотрели сериал “Территория”, снятый в Пермском крае.

Отечественный кинохоррор почему-то очень долго избегал отечественного же фольклора. Всевозможных трансильванских вурдалаков и прочих вуду-зомби пытались присобачить к родным осинам всеми возможными способами, упорно игнорируя тех, кто среди этих осин обитает. Результаты чаще всего были плачевными, хотя причина крылась не только в чуждой зрителю нечисти, но и в общем состоянии российского кинематографа.

Точечные попытки только подчёркивали общую проблему. Сериальная дилогия “Пока цветёт папоротник” и “Беловодье. Тайна затерянной страны” вроде бы базировались на местном материале, но оказались скорее фэнтези с изрядной долей юмора. Обращение в полнометражных фильмах к славянским сказочным персонажам (“Яга. Кошмар тёмного леса”, “Русалка”), а также к городским легендам (“Пиковая дама. Чёрный обряд” и “Пиковая дама. Зазеркалье”) хорошо выстрелило в заграничном прокате, причём особенно мощно — почему-то в латиноамериканских странах, но успех крылся именно в “универсальности” зла. ОК, Баба-Яга, но ничем в принципе не отличающаяся от любой условно-западной ведьмы.

В богатейший бестиарий русского Севера никто, по-моему, до “Территории” даже не совался. Вроде бы пытались что-то делать якуты, но у них там свой собственный маленький киномир, отблески которого редко долетают до столиц.

Это попытка внести российский миф в мировую библиотеку страхов. На полке стоят истории про зомби, вампиров, троллей. Мы предлагаем побояться своего, родного, у нас абсолютно патриотический подход к ужасу, — говорит один из продюсеров сериала Антон Щукин.

Что ж, подход сработал. И вот — вышеупомянутый Пермский край, наши дни, студент Егор в компании своего дяди, ныне патологоанатома, а ранее военврача-морпеха отправляется на поиски родителей, которые в этом самом краю пропали. Далее трудно рассказывать, обходясь без спойлеров, потому да простят меня те, кто сериал ещё не видел и что-то нежелательное из этой статьи узнает. С другой стороны, до самого финала сюжетные перипетии сериала “Территория” можно раскрывать без особой опаски, менее интересно не станет.

Итак, Егор с дядей, к которым присоединяются две случайные попутчицы, студентки-практикантки с филологического факультета, блуждают в прекрасных пермских дебрях, то и дело сталкиваясь с тамошними обитателями. Обитатели многообразны, симпатий преимущественно не вызывают, а со второй серии начинаешь подозревать, что нормальных людей там вообще нет. Или колдун, или ведьма, или целая деревня уродов-вырожденцев, или явно сдвинутый по фазе участковый. Студентки тоже не подарок, странноватые девицы, хоть и городские. Сам Егор недалеко от них всех ушёл, и здравомыслящим в этой компании выглядит только дядя, которого очень убедительно играет Андрей Мерзликин.

С актёрскими работами в “Территории” вообще всё очень хорошо, а главное, свежо. Молодые актёры Глеб Калюжный (Егор), Анастасия Чистякова (Надя) и особенно дебютантка Ксения Отинова (Таня) — глоток чистого воздуха среди бесконечных петровых, бортич и кяро. Местных в основном играют провинциальные, но очень крепкие и колоритные актёры и актрисы, кроме шаманки Шуры (блестящая Клавдия Коршунова) и участкового Мурзина (Алексей Розин, которого все должны помнить по “Нелюбви” Звягинцева). Но, повторюсь, сильнее всех смотрится Отинова — сама, кстати, из Перми. В некоторых сценах за неё реально пугаешься и переживаешь — сыграть подобное, кажется, без последствий для психики невозможно.

Если продолжать хвалить сериал, следует отметить отличную работу режиссёра (Игорь Твердохлебов, доселе снимавший в основном недорогие процедуралы) и оператора (Янис Андреевс из Латвии). Конечно, на пермских пейзажах, от лесов и рек до вымирающих деревень и заброшенных зон, есть где разгуляться, но далеко не у всех это получается красиво и достоверно. В данном случае картинка выглядит практически документальной, что придает дополнительную достоверность мистической истории.

Да, повествование неспешное. Для семисерийного проекта это, наверное, не слишком хорошо, но и тут ситуацию спасает величественная природа Пермского края. Ну не катит суетиться на её фоне. По сути, герои не особенно и продвигаются географически в своём путешествии (появляющаяся едва ли не в каждой серии одна и та же дорожная развилка как бы намекает, что весь квест проходит в ограниченном какими-то невидимыми рамками пространстве, и только в последних двух сериях это пространство вдруг расширяется — а заодно вдруг резко меняется и погода). Важны не цель и не движение, важна атмосфера. А она есть, и жуткая.

Причём жуть достигается не дешёвыми скримерами. Никто не выскакивает из темноты с воплем (ладно, ладно — пару раз выскакивает, но к месту). Натурализм — присутствует, но без него никак. У нас ведь не умильно-подростковая пластмасса, у нас, напомню, полудокументалистика, и грязная старуха выглядит именно как грязная старуха, а слизь и тлен — как слизь и тлен. Условия такие, что поделать.

Сценаристка “Территории” Анастасия Самойлова говорит, что у неё вся жизнь связана с Уралом —

Я жила в мире, где это всё было в порядке вещей, в норме.

Материал для сериала собирали с 2013 года, причём не столько в интернете, сколько в глубинке, у местных жителей. Я сам уже на первой серии полез смотреть, что же там такое водится — о, чего там только нет! Пресловутая икотка, вокруг которой во многом вертятся события, далеко не самая кошмарная штука, уверяю.

“Территорию” упрекают в чрезмерной концентрации ирреального на квадратный метр и на минуту экранного времени. Есть такое дело, я сам выше написал про отсутствие в мире сериала нормальных людей.

Ругают сериал за то, что герои ведут себя, как идиоты. И это есть, я сам не удержался от смеха, когда они в очередной раз увязались через лес за крайне сомнительными аборигенами без малейших раздумий.

Но в финале это всё срабатывает, особенно если сесть и подумать — что ты видел, зачем это было и почему не могло случиться иначе. Не хочу снова спойлерить, но поступки героев во многом предопределены. У них нет иного выхода, как постоянно окунаться в ту самую пермскую хтонь, и только так они могут прийти к цели. Искренний совет — вы сначала досмотрите до конца. Будут вам ответы. Не на всё и не такие подробные, как хотелось бы — но будут.

Нет, сериал совсем не идеален. Периодически кажется, что действие происходит в некоем параллельном мире, ином пласте реальности, где в сельском клубе до сих пор идёт “Свадьба в Малиновке”, а деревенские толпой гоняются за нечистью с топорами, вилами и факелами. Но не могу сказать, что это так уж сильно вредит — у нас, напомню, лишь ПОЛУдокументалистика.

Существующие претензии к финалу я, с одной стороны, разделяю, с другой — подобного финала я лично не ожидал. Более того, уверен, что другие люди — другой сценарист, режиссёр, продюсеры — сделали бы совершенно иной финал. Более приглаженный, не вызывающий вопросов и критики, в традициях отечественного сериалостроения, но это убило бы весь сериал одним махом. И весьма отрадно, что здесь подобралась нужная группа, решившая рискнуть.

Я не знаю, станет ли “Территория” первой ласточкой и заставит ли российские кинокомпании присмотреться, что там такое стонет в лесном мраке за границей дачного посёлка и булькает в соседнем болоте, а не взять с полки очередные “Сумерки”. Объективные предпосылки есть — первая серия “Территории” в 2020 году на ТНТ стала лидером по просмотрам в России, собрав долю в 16,8% и оставив позади конкурентов — СТС (12,5%), Первый канал (6,7%), “Пятницу!” (6,5%) и “Россию-1” (5,5%). Но обычно уже на середине успешных проектов в сценарных сообществах (а я, напомню, сценарист) начинают мелькать новости типа “О, продюсеры начали спрашивать, а нет ли у вас подобного в загашнике”. Увы, пока не мелькают. Надеюсь, переваривают и осознают, а потом ка-ак прыгнут!

В любом случае — перед нами очередной отечественный продукт, за который не стыдно и который явно вызовет вполне объяснимый интерес за рубежом. А если вспомнить недавнюю “Игру на выживание”, становится ясно, что канал ТНТ в тандеме с платформой Premier нынче умеют удивить. Пусть удивляют и дальше, мы с нетерпением ждём.

Рецензия на сериал “Территория” 2020 года —

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on skype

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

Вам также может понравиться

5 1 голос
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии