Три религии: формула любви по-испански

Испанские хроники III
Дали
Обработка и коллажирование от Яна Авриль | Fitzroy Magazine

Говорят, самые красивые дети получаются в смешанных союзах… Смешать всё лучшее, отбросить неудачное, — вот и идеальный рецепт! С городами, кажется, всё обстоит так же! Испания всегда славилась своей разнокалиберной красотой, но даже в её семейном альбоме мало кто сравнится по красоте с Толедо. Один из секретов вечного очарования этого города — вне всякого сомнения, слияние элементов трёх основополагающих культур, в разные эпохи определявших жизнь и развитие испанского общества. Христианство, ислам и иудаизм в разных пропорциях, но одинаково ярко переплелись, чтобы создать картину, которой нет равных. 

Толедо — древняя столица Испании, — средоточие всех культурных течений, обогащавших и питавших страну в разные периоды её развития. История поселения при вестготах, ставших властителями испанских земель после распада Римской империи, — это глава о христианстве. Параллельно с ней разворачивался сюжет и иудейский: ещё в годы славы Рима последователи иудаизма не без удовольствия обосновались на Иберийском полуострове. Ну а в VIII веке развернулась новая сюжетная линия. Начиная с 711 года, когда арабские племена с севера Африки решили не ограничиваться местечковым разбоем, а пойти дальше, к Пиренеям, эти края заполучили прививку мусульманской культуры, в те века заметно, кстати, опережавшую по уровню развития культуру европейскую. 

В итоге получилась настоящая сокровищница, где между жемчужинами трёх религий — Кафедральным собором и церквями, которые могут похвастаться работами Эль Греко, между мусульманским Алькасаром и великолепной синагогой с символическим названием “дель трансито” — “переходная”, решительно невозможно сделать выбор.

Да и какая разница, чей вклад был больше, если в итоге получился идеальный город?

Толедо
Вид и план Толедо | Художник: Эль Греко

Почти в каждом испанском городе, вы, сами того не ведая, будете прогуливаться между отражениями трёх испанских религий: доминирующего христианства, сохранившегося иудейского канона и похожей на цепкую лиану мусульманской культуры, окутавшей своей живописной вязью почти всё, чем мы любуемся сейчас, причём не только в Андалусии. 

Кухня стиля фьюжн — веяние современности. Вот таким же смешением стилей стал и Толедо. Даже сегодня, спустя шесть столетий после изменения status quo и изгнания целых религиозных и национальных общин, город всё ещё дышит обогащённым воздухом с ароматами трёх мировых религий, отражённых ярче всего в архитектуре. 

Вплоть до получения Инквизицией “карт-бланш” на уничтожение инакомыслия, смешанные союзы в треугольнике “христиане-иудеи-мусульмане” отнюдь не были чем-то шокирующим. И реальные истории, и городские легенды часто развивались по этому сюжету.

Практика смешения доходила и до королевского двора. Например, супругой мусульманского правителя Абд Аль Азиза стала Эгилона, вдова легендарного вестготского правителя Родриго, — и, конечно же, христианка. Толедские городские легенды — это неисчерпаемый кладезь историй отношений преимущественно еврейских девушек и христианских поклонников. 

Толедо
Старый Толедо | iStock, Фото: Lamberto Jesus

Чуть позже в это уравнение любви добавились уже мусульманские сюжеты. 

Вообще, приход на испанские земли мусульман стал настоящим двигателем прогресса для испанской — и вообще европейской — культуры. Именно через арабскую цивилизацию Испания и впоследствии другие страны Европы возродили забытые было традиции греческой философии и науки. 

На долгие десятилетия испанский Толедо, гармонично сочетавший в себе лучшее из трёх культур, стал интеллектуальным центром не просто страны, а континента. Знаменитая Школа переводчиков Толедо — золотая колыбель, в которой после веков средневекового забытья возродились сокровища античной культуры и литературы. 

Именно благодаря переводам толедских учёных на арабский и иврит античных текстов они были не просто сохранены, а фактически открыты заново для изучения. Ученые с арабскими и иудейскими корнями двигали вперёд науку и философию — вспомним знаковые для культуры имена Ибн Рушда (в европейской традиции Аверроэса), главного популяризатора работ Аристотеля, или Моше Бен Маймона (Маймонида), философа, раввина, врача и кодификатора законов Торы. 

Ну а привычная и не вызывающая удивления финансовая мощь еврейской общины испанских городов стала, в числе прочего, экономической основой успеха Католических королей как в деле объединения Испании, так и в освоении Нового Света. Часть средств на экспедицию генуэзца Колумба, искавшего западный путь в Индию, а нашедшего Америку, выделили крещеные евреи — марраны — во главе с королевским казначеем…

Как трагично и иронично, что тот же 1492 год, символизирующий начало мирового господства Испании, стал также стартовой точкой распада многовекового мирного союза трёх религий страны… Окрылённые успехами внутри страны и за морем-океаном, Изабелла и Фердинанд, легендарные правители Кастилии и Арагона, которым принадлежит честь создания централизованного государства и окончания процесса Реконкисты — возврата испанских земель у арабов — приняли решение полностью избавиться от иноверцев. Маврам и евреям предлагалось в течение трёх месяцев либо креститься в христианство, либо покинуть страну. 

Дали

Открытие Америки Христофором Колумбом

Дали

Так родились еврейские кварталы в городах, которые и по сей день называются las juderías. Аналогичные районы складывались и для мусульман, оставшихся жить в уже христианской Испании; их называли уничижительным словом mudéjar — “одомашненный”. А районы, в которых селились эти мусульмане, — morerías или aljamas. 

Есть легенда, уж не знаю, насколько правдивая, но очень символичная. Попав впервые в Толедо, Сальвадор Дали, повинуясь зову искусства, первым делом направился к легендарному Эль Греко. Увидев собственными глазами “Похороны графа Оргаса”, Дали, говорят, просто потерял сознание от переполнявших его чувств и от преклонения перед искусством заглянувшего далеко за пределы своей эпохи выходца из Греции. И если Доменикос Теотокопулос, уроженец Ираклиона, волею судьбы стал олицетворением симбиоза двух ветвей христианства — византийского православия и итальянского и испанского католицизма, то восхитившийся его талантом Дали, сам того не ведя, стал проводником сразу трёх религий, которые присутствовали и продолжают существовать на всём протяжении испанской государственности. 

Стоит ли удивляться тому, что всё это произошло именно в Толедо… 

Сложно придумать более неочевидного человека для разговора о трёх религиях, чем отпрыска до крайности атеистической семьи Сальвадор Дали. Он же, очевидно, один из ярчайших творцов в истории испанского и мирового искусства. 

Вы задумывались над тем, что фамилия Дали отнюдь не распространена в Испании? Самому художнику всегда нравилось подчёркивать своё арабское происхождение. Если верить великому сюрреалисту, корни его семейного древа восходят к самому началу арабского завоевания в 711 году! Где-то Дали и вовсе делает прямые отсылки к неоднозначной фигуре современника Сервантеса, некоего пирата Дали Мами, который, между прочим, держал в плену автора легендарного романа о благородном идальго Дон Кихоте… Кстати, сам Сервантес в романе настаивал на том, что истинный автор романа — некий Сид Хамет Беренхели, арабский историк… 

Правда это или ложь, не так уж и важно. Привлекает внимание то, что Сальвадор Дали любил подчёркивать влияние мусульманской культуры в становлении своего мировоззрения, стиля и вкуса. 

При этом в биографии Дали есть и яркие страницы, связанные с иудаизмом, о которых мало кто помнит. 

Дали

Aliyah

Дали

В 1968 году в честь двадцатилетия создания израильского государства Сальвадор Дали выпустил серию из 25 картин с иудейской тематикой: в характерном для художника сюрреалистичном стиле фигурируют явные отсылки к еврейской традиции — здесь вы видите и Стену Плача, и государственные символы Израиля, и многочисленные меноры. 

Дали так никогда и не был в самом Израиле, но по сей день любой прилетающий на Землю Обетованную прямо в тель-авивском аэропорту Бен-Гурион знакомится с творением испанского маэстро: семисвечник “Менора” кисти Дали украшает вход в аэропорт — ворота в современный Израиль. 

Ну и о христианстве, пожалуй. Религия Дали — эпатаж, а его Бог — он сам. Человек, написавший “Дневник одного гения”, и сделавший центром своего творчества собственные мысли, переживания, фантазии и даже страхи, никогда не скрывал своего крайнего эгоцентризма. При всём при этом в 1965 году по личному заказу и с одобрения Папы римского коллекционный тираж Библии — Biblia Sacra количеством в 500 экземпляров в кожаном переплёте появился на свет с иллюстрациями… Сальвадора Дали! 

Целых 105 выполненных преимущественно акварелью в незабвенной стилистике маэстро иллюстраций украсили коллекционную Библию.

Толедо
Толедский Алькасар | iStock, Фото: @Herraez

И тем символичнее, что именно в фигуре человека, символизирующего испанскую культуру современности, при всех его эксцентричности и эпатаже гармонично поместились три ведущие религии, история развития которых на территории Испании напоминает длинный сериал с запутанным сюжетом, где есть место и любви, и ненависти, и интригам, и изменам, и преступлениям, и даже прощению. Есть ли место хэппи-энду?

Каждая прогулка по старинным районам испанских городов, будь то Мадрид, Толедо, Севилья, Гранада, — очередной эпизод этого тысячелетнего сериала. Каждый фасад, каждый декоративный элемент, каждая арка — результат смешения разных кровей и залог красоты испанского “лица”. Любуясь христианскими церквями, мусульманскими алькасарами и иудейскими синагогами, вы и сегодня можете почувствовать себя немного Дали, рисуя красками своего воображения собственную триединую Испанию. Обязательно с хэппи-эндом. 

Нона Оганян

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on skype

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

4.6 8 голосов
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии