Искусство стола

Искусство красиво накрыть на стол, или как из любого обеда сделать праздник
Мастер-класс Сесиль Рог в Риге, 2016

Этикет — как это сложно!

Если вы когда-нибудь были на званом приёме в Европе — на свадьбе или дне рождения (ох, как хочется сейчас хоть куда-нибудь полететь, пусть даже вы терпеть не можете свадьбы!), — то представляете себе, что такое этикет за столом и насколько он важен для человека в обществе. Для англичанина и его гостей-иностранцев, если, конечно, они настоящие джентльмены и леди, умение соблюдать table manners обязательно. И если вы до сих пор не знаете, в чём отличие ножа для мяса от ножа для рыбы, и хватаетесь за голову над столом и за Google на телефоне под ним же — при одном только виде 4 разных вилок и “этих странных щипчиков как будто из кабинета зубного врача или, о ужас, гинеколога”, то для британского аристократа орудовать этими щипчиками со сноровкой заправского дантиста так же естественно, как дышать. Пусть даже этому аристократу всего лишь 7 лет от роду, и ему впору скорее ходить под столом, чем сидеть за ним.

И не забудьте, что если согласно английскому этикету, заканчивая трапезу, вилку и нож принято аккуратно сложить вместе на 6:30 по часам, то по французским же “часам хороших манер” — на 5:25. Ненужная деталь? Вовсе нет. В этикете нет мелочей. Ведь за такую “пунктуальность” вас оценят не только соседи по столу (кто знает, возможно, тихая девушка рядом с вами — незамужняя наследница родового имения в Северном Йоркшире), но даже (и особенно!) официанты, которые с пониманием склонятся перед вашим знанием света, забирая у вас “точную по времени” тарелку. Но даже если вы правильно выставили приборы по часам, расслабляться не время: не вздумайте перепутать вилку для устриц с прибором для креветок!

Разболелась голова от таких сложностей? Пока вы разбираетесь в разных видах вилок, вот вам небольшой исторический экскурс о ней: этот столовый прибор, известный со времён египетских фараонов и Древнего Китая, упоминающийся даже в Ветхом Завете (Книга Самуила 2:13: “Когда кто-то приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей”), в более современном виде стал использоваться в Италии в XI веке. Однако по остальной Европе распространение вилки шло тяжело: двузубый тогда прибор считался… атрибутом Сатаны. Даже королева Мария Медичи, прихватившая с собой из родной Флоренции во Францию вилку, не смогла развеять предубеждение против “вил Дьявола” и привнести в общество удобную инновацию. И лишь французский король Людовик XIV и его придворные, которые не только стремились есть изящно, но и банально берегли баснословно дорогие кружева, обрамлявшие их шикарные костюмы, ввели в Европе моду на вилку.

Фотографии взяты с сайта www.hermes.com

Чтобы есть красиво, не обязательно быть аристократом

Так что же, искусство красиво есть — это привилегия аристократов, а пока не выучишь все тонкости, можно к столу даже не подступаться? Отнюдь.

Летний воскресный день, мы в гостях у моей подруги француженки Сесиль (дело было до эпохи коронавируса, когда ещё можно было ходить друг к другу в настоящие, а не виртуальные Zoom-гости). Самый обычный обед, без торжественного повода, — но как всё красиво накрыто! Бокалы для воды из синего стекла гармонируют с салфетками на тарелках, а узор на посуде перекликается с цветом скатерти. На столе стоят два простых, но очень изящных букета, — а всё вместе выглядит так, как будто над украшением трудился именитый дизайнер.

“На самом деле для того, чтобы красиво накрыть на стол, совсем не обязательно быть аристократом, — улыбается Сесиль. — Дело просто в воспитании и хорошем вкусе. Мы все — родом из детства. Мои родители, приглашая гостей на обед в выходные, всегда украшали стол. Но так же красиво они накрывали, когда готовили ужин для семьи после работы”.

Сесиль знает, о чём говорит. Она — настоящая француженка, которая живёт в России уже 25 лет и основала в Москве школу “Искусство жить по-французски”, чтобы делиться с нашими соотечественниками тонкостями французского art de vivre. На мастер-классах по оформлению праздничного стола у Сесиль выступала сама супруга бывшего Посла Франции в России Катрин де Глиниасти. А сегодня, в ожидании встреч вживую, Сесиль рассказывает об искусстве красиво есть — и красиво жить — своим верным подписчикам в инстаграме и, конечно, нам с Яном.

Действительно, французы с особой нежностью относятся к принятию пищи. Для них это настоящий ритуал. Даже обедая в одиночестве, француженка накроет стол как на праздник. Ведь это и правда праздник — не важно, в компании или наедине с собой. И даже во время карантина, который продлился во Франции целых 55 дней (в понедельник 11 мая страна робко вздохнула чуть свободнее: рестораны ещё не открылись, но уже можно ездить на работу на метро, правда, в маске), француз неизменно доставал красивую посуду хотя бы раз в пару дней, чтобы подарить себе радость.

Фото: Ян Авриль

“Но это же всё очень дорого! — подмигивает Ян. — Все эти сервизы от Hermès, фарфор от Villeroy & Boch, хрусталь от Baccarat… Не каждый может себе это позволить”. — “Чтобы красиво накрыть на стол, достаточно и интересной посуды из IKEA и старинной тарелки, доставшейся от бабушки. Было бы желание себя порадовать, — улыбается Сесиль и обращается ко мне. — Да ты сама понимаешь — у вас, русских, на дачных обедах такая красота: красивая посуда, нарядная скатерть, вкусные закуски, пышные, но искренние тосты — мы, французы, получаем настоящее удовольствие”.

Arts de la table: сидеть за столом — это тоже искусство

У французов есть такое понятие: arts de la table. “Искусство вокруг стола”, — кивает головой Сесиль. Француз, даже купив на обед сандвич в ближайшей булочной, не будет жевать его “просто так” перед компьютером. В самом деле, он же не какой-то американец-трудоголик! Француз не может есть в некрасивой обстановке. Француз выйдет на улицу и в самый обычный обед устроит себе настоящий пикник.
“Помню, как мы с сыновьями в дороге искали место для пикника. Мальчики уже проголодались, но я просто не могла остановить машину там, где было некрасиво. И я хочу передать им это чувство, что еда — это не просто удовлетворение голода. Это удовлетворение стремления к прекрасному”, — улыбается Сесиль. Вот и француз в обеденный перерыв обязательно найдёт красивый сквер, сядет на лавочку с видом на цветущую вишню — и съест свой сандвич, думая о красоте окружающей природы. И простой кусок багета станет в этот момент самой вкусной и изысканной едой в мире.

“Почему француженки не толстеют?” — вопрос, которым задавалась любая жительница Москвы или Красноярска. Хотя это и не совсем правда (бывают и француженки в теле, и совсем уж полненькие парижанки), — но в целом сегодняшние обитатели и обитательницы родины Мольера и впрямь стройнее своих европейских (и тем более американских) братьев и сестёр. И это при том, что французская кухня — одна их самых жирных в мире! Все эти камамберы, фуа-гра, сливочное масло на багете — на который француз, не моргнув глазом, мажет ещё и рокфор! Ну а как же иначе, так ведь вкуснее…

Всё дело не в том, что, а в том, как французы едят. Для них время, незыблемой традицией поколений предназначенное для еды — это святое. Для них естественно, как дышать, — сесть ужинать ровно в 20:00, с чувством обсуждать специально припасённую хозяином бутылку вина (не обязательно дорогого, но непременно — с историей), смаковать закуску и основное блюдо (а вы знали, что Франция — чуть ли не единственная страна, где мужчина не стесняется есть салат и не чувствует себя “каким-то не таким”, с удовольствием пережёвывая листочки травы?) — и, самое главное, беседу.

“Сесть за стол” для француза, испанца, итальянца — это не просто “поесть”. Это обязательно — поговорить, обменяться новостями, пошутить. Француз красиво накроет на стол, включит негромкую музыку и проведёт этот момент со своими близкими.
“Искусство сидеть за столом — это умение сделать так, чтобы еда была вкусной, разговор — интересным, а про мобильные телефоны никто не вспоминал до самого конца вечера”, — смеётся Ян. “В arts de la table гармонично соединяются все органы чувств: запах вкусной домашней еды, вид красиво накрытого стола, звук приятной беседы, осязание тонкой скатерти и вкус с любовью приготовленного ужина”, — продолжает Сесиль.

Искусство накрыть на стол — это музыка. И, как в настоящем музыкальном произведении, в нём обязательно должна присутствовать гармония. Гармония между вкусной едой и приятной беседой, которая и создаёт простое и столь необходимое каждому человеку, особенно в такие непростые, как сегодня, времена, ощущение счастья.

Лидия Сутормина

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on skype

При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.

Вам также может понравиться

5 2 голосов
Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии